Хотя и мал золотник…

В основе прогресса лежит, как известно, интерес.

В основе прогресса лежит, как известно, интерес. Или моральный, или материальный. Когда мы строили коммунизм, нам достаточно было самой идеи, будившей в нас мечты о светлом будущем. Сегодня мы возводим капитализм и, расставшись с иллюзиями, опираемся на интерес материальный.


Корень нынешних проблем на селе – в отсутствии мотивации. Нет ее у руководителя коллективного хозяйства, оклад которого составляет около тысячи рублей в месяц. Нет у специалистов, чье материальное вознаграждение еще скуднее. И тем более нет у механизаторов и доярок, у которых зарплата и низка, и выдается нередко с задержками.


Вот почему в нашем районе реформированию производственных отношений на селе уделяется особое внимание. Идет ли речь о бюджетном финансировании сельского хозяйства или о кредитах для села – все сельхозформирования, включая фермерские хозяйства, получают их в равной мере, на одинаковых условиях. А с этого года приоритет будет отдаваться тем, кто является платежеспособным, кто сможет отдать долги.


Такой подход руководством района выработан с тем расчетом, чтобы стимулировать сельчан к организации и созданию хозяйств, основанных на частной собственности. Ибо только такая собственность, по нашему мнению, может стать на селе той здоровой основой, которая и разбудит интерес крестьянина к труду.


Не надо думать, что стоит открыть частникам “зеленую улицу”, как земля наша в мгновение ока обретет истинных хозяев. Тех, кто сегодня “созрел” и готов рисковать, пока не так много. Мне по должности постоянно приходится иметь дело с фермерами, наблюдать за развитием их хозяйств. И я вполне определенно могу сказать: разные они, очень разные. Так, в свое время на базе вконец разорившегося колхоза имени Фрунзе были созданы сразу восемь фермерских хозяйств, на землях совхоза “Актанышский” – пять. Всего же в районе на сегодня – 35 фермерских хозяйств. И что же мы видим? Васик Салихзянов, например, работавший в совхозе “Актанышский” главным инженером, с первых дней дела повел умело и рачительно. Имея 119 гектаров земли и полный набор необходимой техники, он, специализируясь на выращивании картофеля, снабжает им на треть общепит КамАЗа, на 20 процентов – школьные столовые района, а также закрыл пятую часть потребности других актанышских бюджетных организаций. Неплохо занимается овощами Вильдан Хаертдинов, получая их с гектара до 350 центнеров. Все преграды и заторы преодолел и крепко встал на ноги Рафаэль Арсланов, который сегодня имеет 123 гектара земли и получает с каждого гектара зернового клина по 25 центнеров хлеба…


В то же время фермерство как новая форма производственных соотношений в районе только-только зарождается. В фермерском секторе всего 3800 гектаров земли – 4 процента. Да и урожаи в нем пока значительно ниже, чем в коллективных хозяйствах. И тем не менее к фермерам в районе отношение уважительное. Потому что все видят: берут фермеры урожаи там, где земли были фактически заброшены из-за неудобного их расположения или по причине низкого плодородия. И вкладывают они в свое хозяйство все силы и здоровье, ставя на кон собственное имущество. Воспитывают в уважении к труду своих детей – будущее села. Все это никаким аршином, никакими весами не измерить.


У фермеров много проблем, особенно у тех, кто оформился в последние годы. Тут и борьба с налоговиками, норовящими записать фермеров в частные предприниматели и сдирать с них на этой основе побольше налогов, хотя по закону “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” фермеры с момента регистрации на пять лет освобождаются от налогов. Много трудностей с реализацией продукции, с получением имущественных паев. Далеко не все в достатке оснащены техникой. И во всех этих вопросах местные власти стараются им помочь. В 2000 году, например, фермеры получили в лизинг 2 гусеничных трактора, на 1 миллион 600 тысяч рублей взяли товарный кредит, на 322 тысячи рублей завезли и использовали минеральных удобрений. Туков, кстати, давали им больше – разнарядка была на 700 тысяч рублей. Но тут уж, как и в общественном секторе, сильно сказался субъективный фактор: если Рафаэль Арсланов, Заки Хайбиев, Шамиль Шаимов, Анис Аюпов, Васик Салихзянов и некоторые другие активно занимались внесением удобрений, то иные фермеры отнеслись к этому делу с прохладцей, без должной расторопности.


С экономической точки зрения крупные товарные хозяйства имеют, безусловно, преимущество перед мелкими. Не случайно те же фермеры сейчас сами объединяются в кооперативы, товарищества, помогая друг другу на посевной, в уборке урожая, на подъеме зяби. Однако самое важное, на мой взгляд, не шарахаться из крайности в крайность, противопоставляя одну форму хозяйствования другой. Пусть существуют и развиваются все формы хозяйствования.


Скоро посевная. В прошлом году материально-техническая база фермеров района укрепилась. Помимо лизинговой техники ими на свои собственные средства куплены один гусеничный и один колесный тракторы, два зерноуборочных комбайна, три сеялки, два культиватора, бороны и т.д. Многие неплохо обеспечены семенами. Кроме того, сориентирована на фермерские хозяйства в плане снабжения их семенами АКХ “Нур Баян”. На равных с коллективными хозяйствами пользуются фермеры нынче и денежными кредитами для покупки туков и горюче-смазочных материалов.


…Я начал свои заметки с проблемы мотивации. Какова же она у фермеров? Сильная! Многие из них на заработанные средства строят себе хорошие дома, обучают детей в высших учебных заведениях, покупают легковые автомобили. Немаловажны и моральные стимулы: свободный труд на своей земле окрыляет, придает сил. Да и благотворительная деятельность фермеров является важной частью их образа жизни.


Р.НУРТДИНОВ.
Начальник отдела экономики и реформирования управления сельского хозяйства и продовольствия Актанышского района.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще