Трудное становление

Прошло 10 лет со времени образования Ассоциации фермеров Татарстана.

Прошло 10 лет со времени образования Ассоциации фермеров Татарстана. Пройден немалый и тернистый путь по целине, по бездорожью. Как непросто закладывать прочный фундамент дома на мерзлоте или болотистой местности, так же трудно заново, по прошествии десятилетий, утверждать на селе частную собственность. За годы, прошедшие со времен коллективизации, в условиях колхозно-совхозной системы не одно поколение крестьян выработало новые привычки, новую психологию, новое отношение к собственности и труду. Далеко не все из накопленного требует пересмотра и ревизии, ибо много было и хорошего, светлого. Однако “родимые пятна” времен ничейной собственности и уравниловки сильно дают о себе знать, тяжело идет оздоровление крестьянского самосознания.


Нынешний отряд фермеров, которых в Татарстане насчитывается сегодня более 1800, – это первопроходцы. А первым всегда трудно. Но именно с них начинается новая история, их имена и дела составляют содержание первых ее страниц.


 


 


Фермерскому движению России и Татарстана исполнилось 10 лет. Именно в то, переломное для страны время – распада СССР, обретения Российской Федерацией суверенитета, отказа от тоталитаризма, исторического выбора страной демократического пути развития – правительство возглавил Иван Степанович Силаев.


Он был одним из ведущих организаторов промышленного производства СССР и России, в особенности – ее машиностроительной отрасли. Но судьбе угодно было поставить его во главе всего народного хозяйства страны. Таким образом, он оказался ответственным и за судьбу сельского хозяйства. Благодаря своему природному уму, широкому кругозору, знанию жизни и законов общественного развития он понимал, что, следуя в русле традиционных форм хозяйствования на селе, Россия обречена на все большее и большее отставание.


Он понимал также, что косметические реформы в сельском хозяйстве, каковых было десятки за период колхозно-совхозного существования, ничего не решают, что нужны радикальные изменения отношений собственности. И хотя первые шаги на пути к многоукладности на селе были сделаны еще в 1989 году на мартовском пленуме Центрального Комитета КПСС, затем закреплены постановлением Верховного Совета СССР (февраль 1990 г.), по-настоящему аграрная реформа в Российской Федерации началась с создания собственной российской законодательной базы. Инициатива к руководству России в проведении реформы перешла с выходом в апреле 1990 года Указа Президиума Верховного Совета РСФСР “О некоторых вопросах предоставления и изъятия земель”. Этим указом отменялось право колхозов и совхозов полновластно распоряжаться землей, переданной им в свое время в вечное пользование. Нерационально используемые земли могли изыматься Советами и передаваться для образования крестьянских хозяйств. Законодательная инициатива в появлении этого указа принадлежала правительству Ивана Силаева.


Затем были приняты другие законодательные акты, определившие контуры аграрной реформы и ее идеологию. В частности, закон “О земельной реформе”. Председатель Верховного Совета Б.Ельцин и Председатель Совета Министров И.Силаев после выхода этого закона обратились к народу, разъясняя, во имя чего аграрная реформа затевается:


“Ее цель состоит в том, чтобы земля наконец обрела своего хозяина. Необходимо возродить в России крестьянство, которое своим трудом накормит страну.


Главный принцип аграрной реформы – добровольность, никакого насилия и принуждения… Создать благоприятные условия и всемерно способствовать развитию новых форм хозяйствования”.


В то время в Доме Правительства рядом с приемной его председателя висел плакат с известным изречением Петра Столыпина, обращенным к революционерам: “Вам нужны великие потрясения, а нам – великая Россия!”


А дальше, в декабре 1990 года, последовал Закон “О крестьянском фермерском хозяйстве”, после чего фермерское сословие, начавшее формироваться де-факто, признавалось и де-юре. Опять же отметим, что закон инициировался и готовился правительством Силаева.


Однако инициирование и принятие законов – условие обязательное, но недостаточное для реформирования. Нужна государственная поддержка, и прежде всего – финансовая. И вот выходит постановление Совета Министров РСФСР о поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов. В нем определялись практические меры по выполнению ранее принятых законов об аграрной реформе. А самое главное – в распоряжение фонда “Российский фермер”, создание которого одобрялось этим же постановлением, направлялся один миллиард рублей на поддержку и развитие фермерских хозяйств. Это были еще полновесные рубли, не обесцененные последовавшей затем инфляцией. Что значили эти деньги для фермеров, можно судить по цене на технику в то время: трактор “Беларусь” стоил 5 тыс. рублей, комбайн “Нива” – 10-12 тыс., “Жигули” 7-9 тыс. То была мощная инъекция в только что зарождающееся фермерское движение.


А между тем, выступая на втором фермерском съезде (февраль 1991 г.), Иван Степанович заявил, что “миллиард – это только первоначальный вклад правительства в фермерское дело, дальше будет больше”.


Люди, уже ставшие фермерами или только думавшие принять такое решение, видели, что они нужны стране, обществу. Начался стремительный рост числа фермерских хозяйств. Между вторым и третьим съездами фермеров России прошел всего год, а их число выросло с 4 тысяч до 60 тысяч (в настоящее время в стране 260 тыс. фермерских хозяйств).


Успех был налицо. Иван Силаев, будучи прагматиком, понимал, что это движение перспективное и сможет занять достойное место в многоукладном агрокомплексе страны. Потому и поддерживал его. Он поручил руководству АККОР подготовить проект постановления Правительства, предусматривающий “переход от частичной поддержки к приоритетному обеспечению фермерских хозяйств”.


Этот документ был подготовлен и вынесен на рассмотрение правительства, но уже не силаевского. И его отклонили. Но не потому, что он содержал завышенные требования по поддержке фермерских хозяйств. Наоборот, членам нового радикального правительства эти меры казались недостаточными, так как не предусматривали появления сразу миллионов фермерских хозяйств.


Либерал-реформаторам показалось куда более перспективным не постепенное наращивание потенциала фермерского движения, а решительное упразднение всех колхозов и совхозов. Одним махом.


В результате произошло то, что произошло. Реорганизация коллективных хозяйств, проведенная формально, не привела к стимулированию у крестьян желания работать лучше, и общественный сектор стал резко сдавать. А фермерские хозяйства, перестав получать государственную поддержку, застыли на цифре 260 тысяч. Хотя площади обрабатываемой ими земли и объемы производства растут, они не могут компенсировать спада, случившегося в крупных сельскохозяйственных организациях.


Увы, история не признает сослагательного наклонения. Бессмысленно рассуждать на тему, как выглядело бы сейчас сельское хозяйство вообще и фермерское движение в частности, останься у правительственного руля Иван Силаев еще хотя бы несколько лет. Но одно ясно, что фермерских хозяйств было бы больше и играли бы они куда более заметную роль в обеспечении страны продовольствием.


Десятки тысяч фермеров обязаны ему тем, что они ими стали. Большинство крепких хозяйств, каждое из которых обрабатывает сегодня сотни, а то и тысячи гектаров, состоялись благодаря поддержке правительства Ивана Силаева в 1990-1991 годах.


Отрадно отметить, что во всероссийском фермерском движении достойное место занимает и отряд фермеров Татарстана, который становится все более заметной и ощутимой силой в аграрном секторе республики.


В.БАШМАЧНИКОВ,
Президент АККОР.


В.КАЗАРЕНКОВ,
вице-президент АККОР.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще