Если бы мне довелось выбирать новое местожительство, то среди серьезных вариантов я бы рассмотрел и село Покровский Урустамак Бавлинского района. И не только потому, что село это красивое – раскинувшееся среди полей и перелесков, с речушкой, поросшей по берегам высоченными ветлами, оно напоминает мне родное Троицкое. Но еще и потому, что село это строящееся, а это по нынешним временам большая редкость. Когда мы вместе с председателем здешнего хозяйства СПК “Колос” Геннадием Миннуллиным проезжали по улицам села, то я насчитал более десятка или совсем новых домов, или находящихся в стадии строительства.
Кто строится? Не только заместитель председателя по кормопроизводству А.Захаров, завхоз И.Алатырев и председатель совета местного самоуправления А.Алатырев, но и вполне рядовые граждане – водители М.Тараканов и Г.Сидоров, электрик Ф.Тараканов, сварщик Ф.Чокеев…
Новый ли сруб из свежеструганых бревен на сельской улице, только что возведенная красивая кирпичная кладка или со вкусом, мастерски оформленный фасад с резными наличниками – все это непременно вызывает в душе особые, яркие чувства. Будто в знойный летний день, измученный жаждой, вдруг увидишь в зеленой балке чистый прозрачный родник.
Вместе с одной из лучших доярок района Людмилой Николаевной Сидоровой мы заглянули в новый дом ее старшего сына Геннадия. И я диву дался: всего за два года обыкновенный шофер смог не только поднять строение под крышу, но и провести туда воду и газ, обставить жилище мебелью. В просторных комнатах с высокими потолками тепло, дышится легко. Дом, правда, шлакоблочный, лишь обложенный кирпичом, – в сравнении с двух-трехэтажными коттеджами на краю Бавлов он проигрывает. И все же это – хороший дом.
Свой дом… Мечта каждой семьи. Тем более в сельской местности, где наличие собственного дома, поднятого собственными силами, считается главным достоинством мужчины. И горько от того, что строительство жилья сейчас, если верить общественному мнению, по силам только толстосумам. Да оно и впрямь: нынче в селах не так часто можно встретить новостройки. Молодые семьи, где они есть, чаще всего теперь теснятся в родительских избах. Не потому ли новые дома в Покровском Урустамаке так западают в душу?
Как же в этом удмуртском селе людям удается строиться? Где находят они силы и средства? Ведь при нынешних ценах на стройматериалы даже решиться на постройку дома – и то нужно обладать мужеством.
– У нас люди очень трудолюбивые, – приоткрывает завесу Г.Миннуллин. – И дружные, сплоченные, готовые всегда прийти друг другу на помощь. Кирпич ли разгрузить или пиломатериалы, стропила ли поднять – долго искать друзей не приходится. И никто за свою помощь большой мзды не ждет – поработали, выпили, закусили, поговорили по душам, и нормально. А попробуй нанять строителей-чужаков – денег для расплаты с ними не напасешься.
Геннадий Самигуллович поведал также о том, что стройматериалы, которые отпускаются сельчанам через сельхозкооператив – цемент, доски, кровля, гвозди и т.д., – дешевле, чем в строймагазинах. Несравнимо дешевле обходятся застройщикам и оказываемые СПК транспортные услуги. Кроме того, им выдаются и денежные авансы – очень редкая сегодня форма помощи. По сути дела, это беспроцентная ссуда. Например, Геннадий Сидоров в ходе строительства своего дома получал в виде аванса под будущую зарплату по нескольку тысяч рублей для покупки необходимых стройматериалов и долг будет погашать в течение года-полутора. Согласитесь – не очень обременительно. Сильно выручает, удешевляя строительство жилья, и наличие на территории хозяйства собственных песчано-гравийного карьера и карьера по добыче бутового камня, есть мощные бульдозеры и погрузчики. Имеется в СПК и собственная пилорама.
Как хороший дом невозможен без прочного фундамента, так и домостроительство в целом трудно представить без прочной материально-технической базы. Это, как говорится, аксиома.
Однако еще труднее представить стройки на селе без веры людей в завтрашний день, в собственные силы. Где бы мы с Г.Миннуллиным в этот день ни побывали – в коровниках ли, на свиноферме или в мастерских, везде эта вера присутствовала, везде были заметны порядок, аккуратность, дисциплинированность. Именно по отношению людей к делу прежде всего и можно судить об их настроении.
На центральной молочнотоварной ферме обратили на себя внимание не столько сами коровники – тут, на первый взгляд, было все как обычно. Зато просторный кабинет заведующего фермой с журналами “Сельская новь” на столе, уютная комната отдыха для доярок и скотников с начищенным до блеска самоваром красноречиво свидетельствовали о том, что здесь уважает животноводов не только руководство хозяйства, но и животноводы уважают самих себя. Во всей этой обстановке явственно угадывалось желание здешних работников жить и работать с чувством радости, оптимизма. А у таких людей, как известно, и дело спорится. Об этом, кстати, красноречиво свидетельствуют и данные о надоях молока на корову – 4338 килограммов за год в целом по ферме. Более чем на тысячу килограммов выше среднерайонного показателя.
Заведующий фермой Вячеслав Иванович Лукьянов – лучший по профессии в районе – охотно поддержал разговор о своем коллективе, о том, как даются весомые результаты. И первым делом его внимания удостоились доярки. Прежде всего это Людмила Николаевна Сидорова, о которой я уже упоминал, – невысокого роста, хрупкая и скромная по характеру женщина, но в работе упорная и аккуратная.
– Для Людмилы Николаевны не существует такого понятия, как “и так сойдет” или “в следующий раз”, – говорит В. Лукьянов. – Любое дело всегда доводит до конца, выполняя его на совесть. Поэтому и коровы у нее всегда ухоженные – сытые, чистые…
Получили свои характеристики из уст завфермой заводная и юморная Светлана Можгова, аккуратная и бойкая на словцо Людмила Егорова, трудолюбивая и опытная Вера Ивановна Сидорова. Для каждой Вячеслав Иванович нашел добрые, теплые слова, которых животноводы фермы по-настоящему заслуживают.
Увидел я на центральной ферме и другие примеры высокой организации труда здешнего коллектива. Взять пункт искусственного осеменения коров с графиком и учетными данными физиологического состояния животных. Техник по воспроизводству стада, она же и лаборант, Елена Золотарева настолько четко и умело выполняет свою работу, что, как и ее коллеги, признавалась лучшей в своем деле в районе. Да это и понятно: во-первых, за год от ста коров на ферме получают по сто-сто два теленка, а во-вторых, здесь ритмично ведется обновление дойного стада собственными высокопродуктивными первотелками – до 25 процентов молочного поголовья в год.
А еще в “Колосе” умеют торговать продукцией животноводства. В молочном блоке фермы есть оборудование по производству масла и сметаны. И это позволяет гибко маневрировать на рынке – в зависимости от конъюнктуры производить и продавать то, что в данный момент наиболее выгодно. Высокая продуктивность коров плюс гибкость при реализации продукции обеспечивают и хорошую рентабельность молока – 51 процент в 2000 году. Прямо скажем, неплохие деньги. Не случайно лучшие доярки получают в месяц до 1500-1700 рублей.
На территории свинофермы “Колоса” не ощущается характерного запаха аммиака – первый признак высокой технологичности и должной культуры производства. Так и есть, даже короткая экскурсия по помещениям подтверждает это предположение: на ферме очень рациональное размещение животных, четко отлажена система их кормления и поения, своевременно убирается навоз. И кормят свиней в специальном боксе, что позволяет разнообразить, обогащать рацион.
Но предмет особой гордости Г.Миннуллина – это внедрение на свиноферме научных разработок, зачинателем которых является он сам. Речь идет прежде всего о межпородном скрещивании свиней, результат которого превзошел все ожидания. Благодаря эффекту так называемого гетерозиса при трехпородном скрещивании коллектив свинофермы добился прямо-таки взрывного эффекта, получив в прошлом году 1810 голов приплода – на 306 больше, чем в предыдущем, тоже удачном году.
И опять успешное ведение дел председатель связывает с добросовестностью и высокой квалификацией работников.
– Вы можете себе представить ситуацию, чтобы нефтяник, получающий ежемесячно по шесть-семь тысяч рублей, добровольно перешел в колхоз на низкооплачиваемую должность? – вдруг спросил меня Геннадий Самигуллович. – Оказывается, такое возможно. Вон с животноводами разговаривает Юрий Михайлович Безенов, работавший еще недавно буровиком. Женился и надоела ему вахтовая жизнь – ведь корни-то у него здешние, крестьянские. Устроился на свиноферму ночным дежурным. Пригляделся я к нему – человек ответственный, серьезный, инициативный. И предложил возглавить здешний коллектив. Не сразу, но все же влез в эту должность Безенов. И я пока ни разу не пожалел об этом…
Надо сказать, производство мяса в хозяйствах республики – почти во всех – убыточно. Причин тому много. Не является исключением и СПК “Колос”. Однако благодаря тому, что среднесуточные привесы свиней здесь составляют в среднем 424 грамма, а себестоимость свинины относительно невысока, свиноферма хозяйству не в тягость.
– Я не согласен с теми, кто режет скот, если вдруг животноводство становится невыгодным, и забрасывает поля, если рыночная конъюнктура становится неблагоприятной, – говорит Г.Миннуллин. – Наша экономическая система сегодня настолько неустойчива, а рыночные механизмы настолько пока слабы, что метаться из крайности в крайность просто неразумно. Ведь молоко три-четыре года назад тоже было убыточным, но мы не стали сокращать стадо, и теперь буренки нас выручают. Думаю, что и мясо люди есть не перестанут – не всем же быть вегетарианцами. К тому же мясные фермы – это и рабочие места.
Сколько помню Миннуллина, он всегда выделялся из общего ряда руководителей и смелостью, и оригинальностью суждений. А в стиле руководства хозяйством его выгодно отличают такие качества, как дотошность, основательность, принципиальность. Бывает, что иной раз кое-кто и натыкается на характер председательский. Взять случай, когда механизатор попался с ворованным фуражом. Так председатель выяснил и с кем “неудачник” воровал, и кому продавал. Всех довольно ощутимо оштрафовал, да еще лишил полагающегося по итогам года зерна в счет натуроплаты. Строг он и с теми, кто расходует горюче-смазочные материалы сверх нормативов, – просто вычитает перерасход из зарплаты. И подобных примеров немало. Поэтому сказать, что урустамакцы любят своего председателя, было бы явным преувеличением. Скорее, уважают и побаиваются.
И ценят. Прежде всего потому, что крепко держит в руках штурвал “Колоса”, да и чисто человеческих качеств Геннадию Самигулловичу не занимать. Взять хотя бы такой момент. В СПК “Колос”, оказывается, женщинам-животноводам зимой выплачивается 30-процентная надбавка к зарплате за то, что они перерабатывают полагающиеся 36 часов в неделю. По правде сказать, больше нигде не слышал о такой надбавке. Такую же компенсацию получают и механизаторы, работающие на гусеничных тракторах: работа у них более пыльная и грязная, чем у “колесников”, да и вибрации больше.
Казалось бы, ничего особенного – все это положено по колдоговору. Но когда смотришь в сравнении…
Г.Миннуллин родом из Башкирии, но душой уже здесь, в хозяйстве, которому отдал десять лет жизни. Любит он свою работу – непростую, нелегкую. Здесь, в нефтяной зоне, где мастер любого НГДУ получает в пять-шесть раз больше председателя колхоза, на эту должность желающих немного.
“Колос” – отлаженное сельхозпредприятие. И не только развитым животноводством оно славится. Здесь мощный машинно-тракторный парк, крепкая ремонтная база, где ведется восстановление и регулировка даже топливной аппаратуры силовых агрегатов, – работа тонкая, требующая и соответствующей оснастки, и должной квалификации. В хозяйстве есть даже цех по обмотке электродвигателей – редкая на селе специализация. Плюс сортовая мельница, пекарня, магазины. Все это и придает надежности, прочности, уверенности.
… Над Покровским Урустамаком сгустилась ночь, на небе высыпали звезды. И поплыла над селом песня. Величавая, лиричная, народная. Это здешний фольклорный коллектив “Дзярдон” под руководством Ларисы Геккель приступил к репетиции. Известный, между прочим, коллектив. На последнем республиканском фестивале народной и современной песни финно-угорских народов он получил гран-при, удостоившись чести участвовать в VIII международном фестивале финно-угров в Венгрии.
Словом, люди в Покровском Урустамаке не только трудятся на полях и фермах, но и строят жилье, поют, занимаются спортом, читают, отмечают праздники. А это, наверное, и есть настоящая жизнь.