Нынешнюю республиканскую агрономическую конференцию организаторы – Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Академия наук РТ и Татарский НИИ сельского хозяйства – провели в два срока в расчете на больший охват участников, особенно практических работников сельского хозяйства. После Казани эстафету принял Альметьевск. В конце января сюда съехались специалисты 21 района Закамья. О чем же шла речь?
С докладом о состоянии дел в растениеводстве и путях увеличения потенциала и отдачи сельхозугодий выступил заместитель Премьер-министра РТ – министр сельского хозяйства и продовольствия М.Ахметов. Критически проанализировав узкие места важной отрасли аграрного сектора, он обозначил пути развития сельскохозяйственного производства на ближайшую и отдаленную перспективу.
Выход – в биологизации земледелия
Именно биологизация позволяет получать конкурентоспособную продукцию. Суть в том, чтобы полнее использовать естественные природные факторы, приспособить их к службе урожаю. Достигается эта цель лучше всего через адаптивную систему земледелия, то есть систему, приспособленную к конкретной местности. Такой опыт в РТ есть. Уже в течение 30 лет на базе колхоза “Чулпан” Высокогорского района ученые, целенаправленно занимаясь вопросами рационального земледелия, пришли к значительным результатам. Урожайность зерновых за эти годы поднялась с 9 до 44 центнеров с гектара.
Биологизация – понятие сложное. Прежде всего, надо восстановить роль чистых паров. В структуре посевных площадей, сказал М.Ахметов, у нас полный беспорядок. Пары занимают зерновыми и прочими культурами с целью увеличения валовых сборов. Но цель не достигается. Пар при грамотной работе с ним – это сохранение влаги, фитосанитарная очистка поля, возможность вносить известь и органику, обогащать почву биологическим азотом путем сева бобовых трав в качестве “зеленого” удобрения. Правда, с бобовыми, признал министр, у нас тоже непорядок. Половина хозяйств вообще не сеет горох. Республика по этой причине недобирает 300-400 млн. рублей.
Как элемент биологизации земледелия явно недооценивается солома. Потребность в ней у животноводства сейчас невелика (поголовье сократилось). Для увеличения содержания гумуса солому следовало бы запахивать в почву. Однако она обычно сжигается.
Институт на всю жизнь знаний не дает
Министр привел удручающий пример: на 1200 хозяйств выписывается 82 экземпляра журнала “Земледелие”, 100 – “Защита растений”, 17 – “Сахарная свекла”, 7 – “Селекция и семеноводство”. Мизер. А ведь именно в специализированных журналах можно найти самые новые сведения по проблемам, интересующим практиков. Для ученого журнал является средством выхода на производство. А производство отказывается от подписки.
Объяснение тому, думается, дал сам министр. В начале доклада он, характеризуя современное состояние сельского хозяйства, упомянул отсутствие мотивации к труду. Это относится ко всем, кто трудится в селе. Применительно к специалисту сказанное имеет прямое отношение, ибо мотивация у специалистов в большинстве своем такова, что в них приглушены все творческие начала. Поэтому в колхозах лежат без дела горы документов, разработанных “Волгогипроземом” и другими ведомствами. В том числе проекты внутрихозяйственного землеустройства. На секционном занятии в группе “Земледелие” однозначно посоветовали: поднимите проекты 80-х годов. В них, между прочим, были учтены и вопросы биологизации земледелия, а также закладывалась структура посевных площадей, хорошо отвечающая задачам почвозащитного, поливного земледелия. Почему огромная работа ученых, выполненная за государственный счет, остается лежать на полках? Видно, как раз потому, что за государственный. Легко подписывались заявки, акты приемки. Хотя с самого начала было ясно, что работать по рекомендациям ученых никто не будет.
Министр в своем докладе говорил об огромной роли агронома. Однако на деле эта роль снижена, так как агроном часто лишен права на собственное мнение, а отсюда и права на эксперимент, на риск…
Что у коровы на языке…
В хозяйствах, по утверждению гендиректора ТатНИИСХ Р.Гареева, преобладает силосно-концентратный тип кормления. Следует переходить на сено-сенажный тип, как более отвечающий физиологическим потребностям крупного рогатого скота. Что опять же достижимо, если мы всерьез начнем заниматься травами, особенно бобовыми, в том числе козлятником восточным. Одновременно решается несколько задач: снижение дефицита белка и сахара в кормах, достижение в них оптимального протеино-углеводного соотношения, закрепление эродированных земель.
О кормах, но уже с точки зрения их чистоты от вредных составляющих говорила и академик АНТ Л.Зарипова. В районах нефтедобычи, по ее данным, высока загрязненность кормов свинцом. По отдельным образцам – в 11-13 раз выше предельно допустимой концентрации (ПДК). В молоке концентрация свинца превышает ПДК в 3 раза. В частном секторе – еще больше, так как часть кормов эти хозяйства, как правило, заготавливают в придорожной зоне. И вообще, утверждает академик, у нас появляется новая проблема – проблема придорожных деревень, где население вынуждено производить продукты земледелия и скотоводства в условиях высокой загрязненности почвы тяжелыми металлами.
И умелому трудно
Руководитель СХКП “Авангард” Азнакаевского района Р.Салахов свой рассказ о хозяйстве проиллюстрировал таблицами и цифрами. Хозяйство крепкое. Зерновые на 2650 гектарах дали по 41 центнеру зерна на круг. Озимая пшеница – до 50 центнеров. Валовой сбор зерна составил в 2000 году 108714 центнеров. Однако при такой высокой урожайности рентабельность производства довольно скромная – 18 процентов. Более 40 процентов урожая уходит на оплату товарного кредита. На свободную продажу остается только 800 тонн зерна. Если при таком урожае о сверхдоходности говорить не приходится, то на что могут рассчитывать те, кто собирает по 20-25, даже 30 центнеров зерна с гектара? Поэтому рядом хозяйств товарный кредит в полном объеме не возвращается. Правда, по словам министра М.Ахметова, отдельные хозяйства товарный кредит в виде топлива и удобрений пускают на продажу, причем за пределы республики. Поэтому практика предоставления кредитов в форме товарного кредита уже пересматривается. Проработан механизм их предоставления в денежной форме через банковскую систему.
Как приспособиться к рынку?
На этот вопрос заместитель гендиректора ТатНИИСХ А.Салихов отвечает так: через адаптивно-ландшафтную систему земледелия. Основой ее являются научно обоснованные севообороты с энергосберегающими технологиями. Что опять же, повторил А.Салихов мысль предшествующих докладчиков, достигается путем насыщения севооборотов многолетними травами, внедрением в производство многооперационных машин. Нужны, естественно, и нешаблонно мыслящие специалисты. Многолетние травы нужны в том числе и как азотонакопители. А биологический азот, как выше говорилось, в несколько раз дешевле минерального.
Н.СМОЛЬКИН.