Известный народный афоризм «В сорок пять – баба ягодка опять» нежданно-негаданно обернулся для Людмилы Шабровой новой стороной – как раз в этом возрасте случился крутой поворот в ее жизни.
Судите сами. Уважаемая взрослыми и любимая детьми учительница Людмила Владимировна ни о каких переменах в своей судьбе не помышляла. Двадцать пять лет преподавательского стажа – это вам не шутка. Жизнь ее не то чтобы не баловала, но на прочность проверяла – это точно. Рано овдовев, поднимала одна сына и дочь, крутилась как белка в колесе. Работу учительницы синекурой не назовешь – одни тетрадки проверять замучаешься.
Но вот дети выросли, институты позаканчивали, можно бы и своей личной жизнью заняться… А тут председатель местного самоуправления Таисия Багаутдинова к Шабровой зачастила.
– В преемницы меня определила, – с улыбкой вспоминает Людмила Владимировна. – Говорит, мне отдыхать пора, пенсионный возраст давно натикал, а на своем месте я только тебя вижу. И народ – «за», я узнавала.
Честно говоря, только из уважения к Таисии Николаевне попробовать себя в этой роли решила. Сессию местного совета, на которой меня избрали, помню, как в тумане. И первый рабочий день тоже. Иду ранним утром на работу, на улице по-августовски жарко, а у меня озноб. И в голове крутится: «Чего придумала, чего тебе спокойно-то не жилось?»
Пришла в управление, сижу в своем кабинете и боюсь, когда телефон зазвонит. Бухгалтер заглянула, подтрунивает: «Мне вас теперь по имени-отчеству называть?» Тут уж я не выдержала, взмолилась: «О чем говоришь, мы ж с тобой в девчонках вместе гуляли, песни до зари на всю деревню пели. Помнишь?» Посмотрела она на меня и говорит: «Давай чайку попьем, поговорим. Да не волнуйся ты, справишься…» Секретарша тоже поняла, что мне для начала нужно в себя прийти, так весь день за меня по телефону и отвечала.
Зато на следующий день работа пошла полным ходом. С утра – звонок из администрации района: «Письмо от своей жительницы разобрали? Какие меры приняты?» А в приемной уже народ – и все с вопросами, которые откладывать нельзя. И пошло-поехало…
Поначалу думала, обживусь, научусь. Стыдно сказать, в свое время не знала, например, что исполком и совет – разные структуры. Мое дело было детей учить. Самой же учиться пришлось на ходу. Коллеги помогали, администрация района. Заместитель руководителя исполкома по социальным вопросам Николай Чурин часто звонил. У него особая манера имена выговаривать, этак нараспев: «Лю-юд-ми-ила-а». При таком тоне даже нарекания выслушивать не обидно. Хотя однажды я мобильник вдребезги разбила – из рук выронила, когда Николай Петрович по-отечески меня за
Хозяйство Людмиле Шабровой досталось немаленькое, но ухоженное, крепкое. Так, еще в 2010 году Сахаровка (одно из сел поселения, есть еще Речное) была признана самым благоустроенным селом в республике. Здесь проживают более восьмисот человек, у каждого свои беды и радости. И проблемы, с которыми они идут к руководителю. Вот, казалось бы, обычное дело – освободить от снега внутрипоселковые улочки. С федеральной трассой, которая проходит аккурат посередине Сахаровки, проблем нет, ее «Алексеевскдорстрой» чистит. А в селах… И неважно, что чуть ли не в каждом третьем дворе – собственный трактор. Попробуй убедить сельчанина выгнать на уборку личную технику. Вот где пригодились Шабровой навыки, обретенные в школе.
– Взрослые – это большие дети, с ними разговаривать нужно, объяснять, – убеждена Людмила Владимировна.
Вот уже третий год миновал для нее на посту председателя Сахаровского сельского управления, что в Алексеевском районе. Эти годы стали во многом знаковыми для двух алексеевских сел. Практически во всех республиканских программах участвует поселение. Несколько лет назад в Сахаровке появился новый фельдшерско-акушерский пункт (в Речном капитально отремонтирован старый), а нынче – замечательный клуб и дом участкового, в ведении которого восемь сел. Участвует поселение и в федеральной программе по обустройству освещения автотрасс. Оба села газифицированы, в обоих современные школы, фельдшерско-акушерские пункты. Чистой питьевой водой в каждом доме обеспечены, ведь в селах – несколько артезианских скважин. Одним словом, цивилизация.
– Мы хорошо живем, – уверенно говорит Шаброва. – Свет, газ, вода, машина за меня стирает, электромясорубка мясо крутит… Разве так жили лет тридцать назад – в те времена, которые сегодня многие со слезами на глазах вспоминают, мол, раньше лучше было? Мы с детьми сами дом отцовский обновили, баню построили, сарай огромный. Артемке автомобиль купили – это в семье, где отца нет. А посмотрите по селу – у каждого дома машина стоит, и не одна порой. И трактор есть, и вся техника. Мясо на столе каждый день. На что жаловаться? Работы нет? Кто хочет, найдет.
Впрочем, сахаровцы без работы не сидят. Правда, большинство мужчин трудятся в райцентре Алексеевское, а то и в Чистополе. Женщины же предпочитают быть поближе к дому. Директор школы и весь учительский коллектив – женский, в преподавателях только четверо мужчин: библиотека и детсады – тоже на женских плечах, даже староста прихода местной церковки и то женщина.
– Мне поначалу казалось – мужская это работа, председательствовать, – задумчиво говорит Шаброва. – Как ни крути, а мужику управлять легче: у него тыл защищенный, дома жена и без него справится. А в случае чего и кулаком по столу стукнет. Я так не умею и учиться этому не хочу. Можно ведь и добрым словом все решить. Тем более, люди у нас замечательные. В деревне всегда было особое отношение к односельчанам, это вам не город, где соседи годами имен друг друга не знают. А у нас все пополам – и радости, и беды. Раньше как говорили? Дом надо строить новый, сами не справимся, придется помощи просить. И все село помогало.
Так что «ягодную пору» свою Людмила Владимировна встретила председателем. Похоже, ей это нравится. Раз люди в нее верят, надо их доверие оправдывать. И, согласитесь, у нее это получается.