За последние десять лет сельское население в республике сократилось на 60 тысяч человек. В Татарстане есть села, где дети «водятся» только во время летних каникул – приезжают погостить к дедушкам-бабушкам. Сельской молодежи как таковой становится все меньше. Окончив школу, выпускники не остаются в родных селах, так как уверены, что только в городе можно стать по-настоящему успешным, обеспеченным человеком. Примечательно, что в этом их поддерживают и родители, вдосталь «хлебнувшие» деревенской жизни.
Как же вернуть молодежь в село? Ответ прост: повысить качество жизни.
Как?
Чтобы ответить на этот вопрос, представители законодательной и исполнительной власти, сельскохозяйственных предприятий и первичных отделений партии «Единая Россия» собрались за «круглым столом».
По ходу дискуссии выяснилось, что у них разное видение проблемы и, соответственно, путей ее решения. Людей «от сохи» – руководителей хозяйств, глав сельских поселений – беспокоят сугубо земные проблемы. Селу очень нужны молодые кадры, говорят они. В Слободе Архангельской Новошешминского района, где мы недавно побывали, местная школа ежегодно выпускает до десяти одиннадцатиклассников. Практически все они собирают чемоданы и отправляются покорять города. Глава Архангельского сельского поселения Нина Сердюк рассказала, что они провели соцопрос и выяснили, что из родной деревни старшеклассники уезжают из-за отсутствия работы, достойной заработной платы, должных условий для досуга, а также из-за бездорожья.
- По данным исследований фонда «Общественное мнение», о переезде из города в деревню задумывается каждый пятый россиянин, а 65 процентов не покинут город ни при каких обстоятельствах. Главным условием переезда называется предоставление жилья и гарантированного ежемесячного дохода от 30 тысяч рублей
Участник «круглого стола», глава Большешинарского сельского поселения Рустэм Загидуллин отметил, что в последнее время АПК лишается последней опоры. «Что скрывать – в селах оставались двоечники и троечники, которые даже не пытаются поступить в вузы. Но теперь они так напуганы Единым госэкзаменом, что идут в любые колледжи, лишь бы его не сдавать. А потом не возвращаются!» – жалуется глава поселения. А вот один из типичных ответов молодых людей, опрошенных активистами аграрного молодежного объединения РТ: «В деревне самый большой недостаток – отсутствие работы. А нет работы – нет средств к существованию, не говоря о том, чтобы построить свой дом, купить машину, обеспечить комфортные бытовые условия. Поэтому многие мои сверстники уезжают в города, снимают квартиры, ютятся в общежитиях. Трудно, но нам есть чем обеспечивать себя, можем прокормить семью – это главное. А экология, чистый воздух, красивая природа выступают на первый план, когда человек выходит на заслуженный отдых. Вот тогда, я думаю, мы и переедем в деревню».
Грустно: получается, чтобы молодежь вернулась в село, нужно дождаться, пока она состарится…
А вот что сказал по поводу этой проблемы заместитель председателя Комитета Госсовета по экологии, природопользованию и аграрным вопросам Илсур Сафиуллин: «Молодежь уходит из села, и ничего с этим не поделаешь! Зато сегодня идет обратный процесс: старики возвращаются в деревню и там живут. Вот у них проблема – негде посидеть, побеседовать. Поэтому нужно строить в деревнях кафушки (лексика сохранена. – Авт.), где старики общались бы за чашкой чая с перемячами…»
«Кафушки» – это неплохо, какой-никакой досуг. И хотя трудно представить, чтобы деревенские пенсионерки коротали время в кафе, депутат прав: в села возвращается старшее, но, увы, уже нетрудоспособное поколение.
Илсур Сафиуллин советует сельчанам адаптироваться к новым условиям жизни, брать пример с Европы – жить в деревне, а работать в городе. А что до сельхозпроизводства, то его надо… сократить. Последнее вызвало реплику первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Николая Титова. «Нельзя ограничивать сельхозпроизводство. Села и без того пустеют. Наоборот, здесь следует создавать новые рабочие места…» – уверен он.
Действительно, по официальным данным, на селе сегодня проживают 24,7 процента, или около 900 тысяч татарстанцев, но это не значит, что на самом деле все они занимаются сельским хозяйством. В аграрном секторе реально заняты около 100 тысяч человек. Таким образом, всего три процента населения кормят всю республику.
Тенденция оттока крестьян в города приобретает угрожающие масштабы, и прежде всего для сельскохозяйственной отрасли, рискующей остаться без рабочей силы. Проблема, как видим, глобальная и требует объединения усилий всего общества.