Сельские предпринимательницы продолжают дело главы семейства
При въезде в Слободу Архангельскую, что в Новошешминском районе республики, стоит величественный храм Вознесения Господня, построенный в семидесятых годах девятнадцатого века. За годы советской власти святыня обветшала. Но в период новейшей истории села была любовно восстановлена людьми, родившимися на этой земле. А идейным вдохновителем сего благого дела стал местный фермер, заслуженный работник сельского хозяйства России и Татарстана Евгений Белоглазов.
В слободе, названной в честь архистратига Михаила, главы святого воинства ангелов и архангелов, издавна проживал свободный трудолюбивый народ, не ведавший помещичьего самодурства и крепостного холопства. Об этом зажиточном селении знали далеко за его пределами – оно славилось своими пышными ярмарками, на которые съезжались торговцы и покупатели со всей округи. И сегодня здешние фермерские хозяйства на слуху не только в республике, но и в других регионах страны.
ОТКРЫЛ НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ СЕЛА
Чуть более года назад в возрасте 55 лет скоропостижно скончался уникальный в своем роде человек – руководитель от бога, в кризисное для России время создавший практически из руин и сохранивший крепкое хозяйство. Член Федерации коневодства и конного спорта РТ, разводивший племенных лошадей, занимавших призовые места на престижных всероссийских соревнованиях. Оптимист, который в период угасания такой отрасли, как овцеводство, совместно с учеными-ветеринарами вывел новую породную группу овец, удостоенную множества наград на различных выставках. Благотворитель, награжденный патриархом Московским и всея Руси Алексием II орденом Святого благоверного князя Даниила Московского за восстановление храма… Речь идет о Евгении Белоглазове, воспитавшем достойных преемников, которые сейчас успешно продолжают начатые им проекты.
В январе 1985 года 27-летний Евгений, к тому времени окончивший Казанский государственный ветеринарный институт и четыре года отработавший главным зоотехником в новошешминском ОПХ «Красный Октябрь», секретарем Татарского обкома КПСС Минтимером Шаймиевым был назначен председателем колхоза имени Максима Горького, созданного на базе отстающей бригады колхоза имени Михаила Калинина, базировавшегося в селе Слобода Архангельская.
Хозяйство молодому руководителю досталось в плачевном состоянии: не было производственных сооружений, инженерной инфраструктуры, техники, кормовых запасов. А из имевшегося «богатства» – голодное стадо, унылые улочки с деревянными домами, покрытыми соломой, и отчаявшиеся слободчане, стремившиеся уехать из села… Белоглазова поддержал учитель – так Евгений Александрович всю жизнь называл Анатолия Михайловича Холина (тогда – председателя колхоза имени XX партсъезда), который в том суровом январе безвозмездно снабдил своего коллегу силосом, тем самым помог ему перезимовать и сохранить архангельский скот.
Евгений Белоглазов сразу приступил к формированию кормозаготовительных звеньев, обновлению машинно-тракторного парка, строительству производственной инфраструктуры. А чтобы закрепить специалистов в хозяйстве, стал строить для них жилье и другие социально значимые объекты, начал газифицировать село. Причем все это реализовал задолго до принятия соответствующих государственных программ. Благодаря его активности были созданы детская конноспортивная школа и пожарная дружина, благоустроены село и родники…
– Евгений рьяно взялся за дело, стал развивать не только растениеводство, которое являлось основным направлением деятельности колхоза, но и элитное семеноводство, свиноводство, овцеводство, коневодство, увеличивал поголовье крупного рогатого скота, – рассказывает его супруга Татьяна Белоглазова, которая после смерти мужа возглавила хозяйство. – Евгений Александрович со своей командой из полуразрушенного предприятия создал крепкое многоотраслевое хозяйство, которое держалось на плаву и не досталось инвесторам даже в кризисные девяностые годы. Муж достойно прошел через перестроечный период, но огромная физическая нагрузка, переживания по поводу диспаритета цен и других проблем отразились на сердце – один за другим случились инфаркты…
По словам Татьяны Михайловны, Евгений Белоглазов был человеком с сильной волей, железным характером – никто ни разу не услышал от него жалоб на плохое самочувствие. Несколько лет назад старшая дочь Наталья в помощь отцу взялась за торговое и материально-техническое обеспечение хозяйства, которое теперь называется КФХ «Архангельское». Младшая – школьница Александра – радовала успехами в учебе и достижениями на олимпиадах. А средней, Елене, отец доверил совершенно новое дело…
– Без Евгения Александровича стало очень трудно – мы же много лет жили под его крылом, авторитетом и вдруг остались одни, – признается Татьяна Белоглазова.
Но под руководством женщин-фермеров хозяйство не ослабло – возможно, память о любимом муже и отце придает им силы. К примеру, по данным Минсельхозпрода, в ушедшем году у КФХ «Архангельское» – одни из лучших показателей среди сельхозформирований не только района, но и республики.
НА КРЕПКИХ ЖЕНСКИХ ПЛЕЧАХ
Итак, Татьяне Михайловне с дочерьми досталось крупное хозяйство. В ряду многочисленных направлений агропромышленного комплекса, которыми занимается «Архангельское», особая гордость семьи – лошади и овцы, по их разведению это предприятие является племенным репродуктором. Все Белоглазовы безумно любят лошадей. Как говорил глава семейства, страсть к этим благородным, преданным животным передается в их роду на генетическом уровне. Когда в 1985 году Евгений пришел в колхоз, здесь было всего чуть более двух десятков рабочих лошадок, сейчас в табуне – около 150 владимирских тяжеловозов, русских рысистых и чистокровных английских скакунов.
Овцеводство Белоглазов также развивал активно и творчески. Все начиналось с тонкорунной породы прекос. Потом ему захотелось кардинально улучшить мясные и шерстные качества животных. Плодом многолетнего сотрудничества с учеными Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Баумана, особенно с кандидатом наук доцентом Мариной Сушенцовой, стала новая породная группа «советская мясошерстная суперскороспелого типа».
Много лет хозяйство является постоянным участником всероссийских выставок племенного животноводства, завоевывает награды высшей пробы, достойно представляя Татарстан. Еще бы! Шерсть барана новой породы достигла 24 сантиметров в длину, его вес – 150 килограммов (средний беспородный тянет на 60–70). А выводы экспертов Московского НИИ питания красноречиво свидетельствуют об «особой морфологии мышечных волокон» животного, то есть о его исключительных вкусовых качествах, которые по 17 показателям превосходят мировые стандарты.
– Однако, несмотря на все это, патента на данную породу мы пока не получили. Создать необходимую для этого маточную отару в три тысячи голов – не проблема, а вот содержать ее немыслимо без государственной поддержки, которую только обещали Евгению, – поясняет генеральный директор ООО «Коллективно-фермерское хозяйство „Архангельское“ Татьяна Белоглазова. – Но дорогу осилит идущий – обязательно добьемся патента!
Между прочим, ценнейшая высококачественная теплая шерсть этого барашка идет не только на изготовление одеял, подушек и прочих отнюдь не дешевых изделий, но и на шитье амуниции для космонавтов, полярников и спасателей.
ПОСЛЕДНИЙ ПРОЕКТ БЕЛОГЛАЗОВА
По словам Татьяны Михайловны, у Евгения Александровича было море планов, но не все из них он успел осуществить. Один из его проектов, назревавший давно, – создание в фермерском хозяйстве собственного перерабатывающего молочного производства – он поручил дочери Елене. Она зарегистрировала крестьянско-фермерское хозяйство «Белоглазова Е. Е.». Всего за полгода в чистом поле был построен мини-молокозавод, введенный в эксплуатацию в апреле 2012 года.
– Меня не могли оставить равнодушной переживания папы по поводу ситуации, сложившейся на сельскохозяйственном рынке, – рассказывает Елена Белоглазова. – В частности, закупочная стоимость сырого молока тогда была всего лишь шесть–восемь рублей за литр, при этом отсрочка платежей доходила до полугода. А господдержка в один–два рубля на литр неэффективна. Да еще около рубля забирал оператор-распорядитель молока. В результате колхозник не развивался, а латал бреши в хозяйстве кредитами. В общем, своя переработка была крайне необходима…
- Считается, что мелкие товаропроизводители выдают более качественную продукцию, нежели крупные. Последовательницы Евгения Белоглазова следуют этой аксиоме и достойно продолжают его дело
Елена вспомнила, как во время награждения Евгения Белоглазова по случаю присвоения ему звания заслуженного работника сельского хозяйства РФ первый Президент республики Минтимер Шаймиев спросил у него:
– Это твоего отца я назначал более четверти века назад на должность председателя колхоза имени Горького?
– Нет, это был я, – ответил Белоглазов.
– А ты хорошо сохранился, – пошутил Президент.
– Так я же в течение 27 лет по 17 часов в сутки на свежем воздухе, – не растерялся собеседник.
– Мы с папой пришли на прием к Минтимеру Шариповичу уже с готовыми решениями по строительству молочного цеха по программе «Лизинг-гранд» и финансированию через «Татлизинг» – попросили его помочь с предоставлением проекту финансовых госгарантий, – продолжает Елена. – Но президентская поддержка только этим не ограничилась. Он помог техникой и людьми, своими советами и стратегией. А также договорился с начальником нефтегазодобывающего управления «Ямашнефть» Виктором Васильевичем Смыковым о прокладке линии электропередачи к подстанции хозяйства. Иначе только технологическое подключение к электросетям обошлось бы нам более чем в миллион рублей.
К моменту заключения первых договоров на поставку молока Евгения Белоглазова не стало. Поменялась ситуация на рынке: с сентября прошлого года цена за литр сырого молока начала подниматься до 25 рублей, плюс дотации – три рубля. Причем сборщики продукта еще и авансируют его на месяц вперед, и покупатели стоят в очереди! Получается, завод-переработчик «Архангельскому» стал не нужен? Но обязательства взяты – будь добр, исполняй их. Таковы позиции здешних фермеров.
– Первое время трудились в убыток, зарабатывали имя, привлекали потребителя низкой ценой, хотя «Архангельскому», у которого брали молоко, меньше рыночной стоимости этого сырья мы платить не могли, – говорит глава КФХ «Белоглазова Е. Е.». – Изначально думали не заморачиваться с ассортиментом и производить цельное пастеризованное молоко, но рынок подсказал, что есть необходимость и в «социальном продукте» жирностью 2,5 процента. В итоге – стали снимать сливки, появились масло, сметана.
Как призналась Елена, было тяжело найти рынки сбыта. На первых порах сильно поддержала администрация Новошешминского района – помогла организовать бюджетные поставки молока в детские сады и школы муниципального образования. Более года понадобилось, чтобы выйти на безубыточный объем производства и приемлемую цену. Хотя конкурировать по цене натуральным продуктам с суррогатами очень непросто. В настоящее время предприниматели расширяют ассортимент, увеличивают объемы переработки.
А в прошлом году архангельских фермеров, как они признаются, окрылила Москва: КФХ «Белоглазова Е. Е.» приняло участие в российской агропромышленной выставке «Золотая осень–2013». Затоваренные, казалось бы, москвичи, которых сложно
В мире считается, что мелкие товаропроизводители выдают на-гора более качественную продукцию, нежели крупные переработчики. Последовательницы маститого агрария Евгения Белоглазова стараются следовать этой аксиоме и достойно продолжать дело главы семейства. Думается, эти женщины с присущими им здоровыми амбициями и стремлением к развитию справятся с тем наследством, которое им досталось от мужа и отца.