«Полуфабрикатами» окрестил неумелых выпускников многих казанских автошкол Президент Рустам Минниханов на совместном заседании Кабинета Министров и коллегии МВД по РТ.
На заседании, где обсуждались итоги выполнения федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2005-2012 годах», шел разговор о состоянии республиканских дорог, качестве обучения будущих водителей в автошколах, кадровом голоде, который испытывают автопредприятия республики, о дисциплине участников движения – словом, о всех тех составляющих, из которых и складывается безопасность на дорогах. Участие в мероприятии приняли Премьер-министр Ильдар Халиков, министры внутренних дел Артем Хохорин, транспорта и дорожного хозяйства – Ленар Сафин, по делам гражданской обороны и ЧС – Рафис Хабибуллин, здравоохранения – Айрат Фаррахов, мэр Казани Ильсур Метшин и другие.
Напомним: в 2006 году Татарстан в числе первых в Российской Федерации заключил соглашение о взаимодействии с МВД России. Тогда и была сформирована вертикаль из федеральной, региональной и муниципальных программ безопасности дорожного движения с общим объемом финансирования более 6 млрд. рублей. За эти годы в рамках реализации федеральной программы республика получила материально-технических средств на общую сумму более 710 млн. рублей. Как пояснил министр внутренних дел Артем Хохорин, из шестнадцати пешеходных переходов, построенных в России за счет федерального бюджета в рамках программы, три приходятся на Казань, а десятая часть от всего количества средств фото– и видеофиксации – на республику. В результате удалось не только стабилизировать обстановку с аварийностью на дорогах, но и снизить все ее показатели практически до прогнозных цифр.
Правда, динамику последних лет существенно подпортило сокращение штата стражей дорог, как, впрочем, и всей численности российской полиции. Зависимость прямая – если казанский полк ДПС не подвергся сокращению, то и число погибших и пострадавших в ДТП в столице постоянно снижается. Зато в районах республики картина прямо противоположная – рост всех показателей аварийности на фоне существенного уменьшения количества сотрудников ГИБДД, так что в 27 районах Татарстана прогнозные показатели ФЦП не достигнуты. Выполнить программу в целом удалось в основном за счет крупных городов, тогда как село преподносит неприятные сюрпризы. Не спасает даже техника фото– и видеофиксации – опыт показывает, что необходимый дисциплинирующий эффект достигается только при соответствующем уровне насыщения приборами дорожно-уличной сети – как в Казани, Набережных Челнах, так и на участке федеральной трассы М7. Несколько выправить ситуацию в последние месяцы удалось, лишь срочно откомандировав в сельскую глубинку чуть ли не весь штаб Госавтоинспекции.
Основными же факторами риска в дорожном движении остаются превышение скорости, игнорирование сигналов светофора и ремней безопасности, пьянство за рулем. По мнению Президента Татарстана, есть смысл оборудовать для начала одну из самых проблемных дорог республики – участок федеральной трассы М7 – специальными приборами для контроля средней скорости передвижения. Уже недостаточно обычных фото– и видеокамер – водители наловчились снижать скорость непосредственно перед таким прибором и «отрываться» на неконтролируемых участках трассы. Но если зафиксировать время выезда и съезда с дороги, то, зная длину пройденного автомобилем участка, совсем несложно подсчитать среднюю скорость его передвижения. По сути все просто, но для оборудования всей трассы такими приборами и организации надежной связи между ними и головным центром потребуются немалые средства. И тем не менее, подчеркнул Рустам Минниханов, делать это нужно. Нормативная база для введения такого новшества есть, поддержка федерального Правительства – тоже. Теперь нужна четкая и слаженная работа нескольких министерств и ведомств.
Теперь о пресловутых «полуфабрикатах». Профессионализм водительского состава у нас пока невысок, подчеркнул Президент. «Едет такой водитель – и полное впечатление, что он второй раз в жизни за руль сел, – ни рядность не соблюдает, ни в зеркало заднего вида не смотрит, ни поворотники не включает. А ведь у него права есть,
О неудовлетворительном уровне обучения свидетельствуют и факты прокурорских проверок. Во всяком случае, по словам заместителя прокурора республики Газинура Галимова, новоиспеченные водители стали чаще провоцировать аварии, в том числе и со смертельным исходом. Анализ ошибок свидетельствует и о недостатках учебного процесса, и о слабости материально-технической базы многих автошкол. Президент рекомендовал прокуратуре совместно с ГИБДД провести тотальную проверку автошкол и составить рейтинг подобных учебных заведений. А в случае необходимости принимать к ним жесткие меры вплоть до приостановления действия лицензии.
К сожалению, огрехи есть в подготовке водителей не только легкового транспорта. Кто у нас сейчас в основном управляет пассажирским транспортом – автобусами, троллейбусами, работает кондукторами? Все больше, извините, гастарбайтеры. Похожая ситуация складывается и в сфере автогрузоперевозок – хорошего «доморощенного» водителя на грузовик-длинномер днем с огнем не найти. Почему так упал шоферский престиж, ведь лет двадцать назад хороший водитель, например, междугородного автобуса – не говоря уж о профессионалах-»дальняках» – считался элитой и получал соответствующее вознаграждение за свою работу? Да и по праву: настоящий профессионал, от которого зависят не только обстановка на дороге, но и жизни не одного десятка пассажиров в салоне автобуса, – «товар» поистине штучный. Нынче же молодые люди, даже окончив соответствующие курсы, допустим, по линии получения военной специальности для службы в армии, наниматься на работу в автопредприятие, увы, не спешат. Получается, выход один – принимать на работу мигрантов?
По мнению Президента, здесь нужен взвешенный подход. Настоящие профи нам нужны – хорошие специалисты еще никому не помешали, однако собирать в эту сферу всех подряд не годится. А для повышения престижа профессии водителя нужны методы их стимулирования. Жилье, например, молодым водителям можно давать, материально поощрять, преференции какие-то предоставлять, рекомендует Рустам Минниханов.
Как насытить кадровый голод в части водителей – задача не только руководителей автопредприятий, но и в первую очередь министерств труда и занятости, образования и науки, уверен он. Программу подготовки водителей общественного и грузового транспорта нужно пересматривать.
Для эффективной профилактики дорожно-транспортной аварийности и снижения ее показателей до уровня развитых стран с первого января 2013 года стартует вторая Федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения – на период с 2013-го по 2020 год. Главная ее цель – снижение к 2020 году числа погибших в ДТП на четверть по отношению к уровню 2010 года. А именно 2010 год стал лучшим за весь период выполнения первой программы. И для того, чтобы реализовать намеченное, придется приложить серьезные усилия и Госавтоинспекции, и министерствам, и ведомствам.