Пока наказание рублем наиболее эффективно

Когда в автомобильных авариях гибнут и получают увечья взрослые люди, мы расцениваем это как трагедию. Но когда жертвами дороги становятся дети – это трагедия вдвойне.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

information_items_71377

Когда в автомобильных авариях гибнут и получают увечья взрослые люди, мы расцениваем это как трагедию. Но когда жертвами дороги становятся дети – это трагедия вдвойне.

Наверное, нельзя «подстелить соломки» всюду, где они могут пострадать, но свести к минимуму опасность нахождения детей на дороге мы обязаны. Однако, несмотря на все предпринимаемые сегодня усилия, число автоаварий с участием несовершеннолетних снижается далеко не столь быстрыми темпами, как хотелось бы. Можно ли переломить ситуацию и что для этого нужно сделать? На днях обстоятельный разговор на эту тему состоялся между Главным инспектором безопасности дорожного движения по РТ Рифкатом Миннихановым и читателями нашей газеты во время телефонной «прямой связи». Наиболее интересные из обсуждавшихся вопросов мы предлагаем вашему вниманию.

Первой по заявленному телефону дозвонилась Светлана Владимировна из Казани.

– Уважаемый Рифкат Нургалиевич, у меня сразу два вопроса. У нас в семье трое детей, все еще маленькие, по правилам должны перевозиться в детском удерживающем устройстве. Получается, муж – за рулем, я – на переднем пассажирском сиденье, а вот три автокресла сзади ну никак не помещаются… И как нам быть?

– Может, машину побольше купить – с запасом, чтобы и четвертый малыш поместился? – улыбается Рифкат Нургалиевич. – А пока, думаю, вам стоит уступить переднее пассажирское кресло одному из старших детей. Перевозка ребенка в детском удерживающем устройстве на переднем пассажирском сиденье, конечно, нежелательна, но правилами допускается. Второе автокресло крепите за водительским, третье – за пассажирским, а сами размещаетесь между ними. Устраивает такая рассадка?

– Спасибо, попробуем. Тогда второй вопрос: где можно пройти начальный курс оказания первой доврачебной помощи при ДТП?

– Ну, супруг ваш, раз имеет водительское удостоверение, цикл занятий уже прошел в автошколе. А курсы такие есть при МЧС, при «скорой помощи», в РКБ, в медуниверситете. Правда, они работают с ведомственными, целевыми группами. А вот по поводу индивидуальной учебы можно обратиться по адресу: Казань, улица Курская, 10, и по телефону 89179324309. Курсы, скорее всего, платные, однако, думаю, знания, которые вы там получите, того стоят.

У Алексея Викторова из Набережных Челнов вопрос тоже касается детских удерживающих устройств:

– Скажите, где безопаснее располагать детское автокресло – за водительским или за пассажирским сиденьем?

– Лучше – за водительским. Это и статистика, и практика подтверждают. Дело в том, что любой водитель в критический момент уходит от лобового столкновения так, чтобы спасти себя, – видимо, рефлекс срабатывает. Не зря же самым опасным в автомобиле считается переднее пассажирское сиденье.

– Понял, спасибо. И еще вопрос. Как известно, на селе у нас в основном живут люди небогатые, так что покупка детского автокресла для них – серьезная трата. На большой скорости по деревенским дорогам не разгонишься. Может, сделать им «скидку» и разрешить перевозить детей, просто пристегнув ремнем безопасности?

– Категорически с вами не согласен. Практически все ДТП с погибшими детьми в этом году произошли на сельских дорогах. Так, за 11 месяцев этого года погибли шестнадцать детей-пассажиров, и всех их перевозили без детских удерживающих устройств. И все эти дети погибли на улицах райцентров и районных автодорогах, где, как вы утверждаете, «не разгонишься». Около семидесяти тысяч нарушений правил перевозки детей зафиксировано с начала года, и большая их часть – как раз в районах республики. Кстати, сейчас пресечением подобных нарушений занимается не только Госавтоинспекция, но и, например, участковые уполномоченные.

– А как вы с таксистами работаете?

– Принципиально жестко. Везешь ребенка – вези по всем правилам. Сегодня инспекторы на дорогах активно привлекают водителей такси к ответственности за перевозку детей без специальных удерживающих устройств, потому и определенный перекос пошел – пассажиров с детьми многие таксисты стараются не брать. При вызове такси обязательно предупреждайте сразу, что нужно детское автокресло. В крайнем случае берите свое.

– Вас беспокоит житель Казани, с улицы Чистопольской. Живу недалеко от здания Ново-Савиновского отдела ГИБДД и каждый день наблюдаю возмутительную картину. Вы, конечно, знаете, что на Чистопольской построили двухуровневую развязку, новый мост. Так вот неподалеку от ГИБДД стоит знак, предписывающий поворот только направо. Но желающих свернуть налево здесь скапливается целая очередь, и, невзирая на запрет, водители нахально – слова другого подобрать не могу – едут под знак. Понятно, так многим удобнее на мост Миллениум выехать. А там пешеходка, люди на остановку общественного транспорта идут, в мечеть…

– Понял, сегодня же дам указание руководству Ново-Савиновского отдела ГИБДД изучить и устранить эту проблему.

– Если бы там пост стоял постоянно, штрафов бы можно было набрать больше, чем во всем районе, – добавляет позвонивший. – У самого была мысль постоять там часа полтора с видеокамерой и потом в ГИБДД материалы отправить.

– Ну, сбор штрафов – это не главная наша задача, как вы понимаете. Госавтоинспекция должна порядок на дорогах поддерживать, тогда как административные меры в виде штрафов – всего лишь инструмент для этого. А вот относительно того, чтобы подежурить там в качестве гражданского патруля… Такие действия граждан нами только приветствуются. Спасибо скажем, если поработаете в рамках гражданской инициативы. Потом эти данные отправите нам вместе с заявлением, а если сумеете подкрепить его еще и свидетельскими показаниями, то нарушители наверняка будут наказаны.

– А если видеокамеру там поставить? – не успокаивается настойчивый собеседник. 

– Нет смысла. Пока возможности техники небезграничны, – поясняет Рифкат Минниханов. – Нет средств видеофиксации, которые могли бы работать по таким знакам, – их чаще используют для фиксации нарушений скоростного режима, стоп-линии, непристегнутого ремня безопасности.

Следующий звонок – от Ольги Рысаковой из столицы.

– Недавно была в Санкт-Петербурге, – говорит она. – И обратила внимание, что здесь практически в каждом районе есть детские автогородки, где юные петербуржцы могут в спокойной и безопасной обстановке на практике изучать правила дорожного движения. У нас, насколько я знаю, таких городков немного, и в основном они расположены при школах и детских садиках, на территорию которых посторонним людям – то есть и мамам с детьми – вход заказан. Может, есть смысл перенять питерский опыт?

– Начнем с того, что и в Санкт-Петербурге детские автогородки есть не в каждом районе. Я не против строительства таких площадок, но у нас свой принцип их расположения и «подчиненности». Дело в том, что строительство автогородка обходится в сумму около десяти миллионов рублей, плюс содержание штата, коммунальные платежи и т.п. – еще два-четыре миллиона в год. И трат таких он не оправдывает, потому что детей туда водить будут только поначалу, в новинку, и загружен полностью автогородок не будет никогда. В результате такое сооружение ляжет бессмысленным балластом на бюджет. В республике было принято другое решение – строить небольшие площадки того же назначения именно на территории школ и детских садиков. Выгода двойная – и заниматься дети здесь будут, и отдельный штат для его содержания не требуется – с ребятами работают обученные по специальной программе преподаватели или воспитатели. Пока, к сожалению, мы не успели оборудовать такими площадками все школы и садики, но, думаю, это дело недалекого будущего.

– А «недетский» вопрос можно?

– Слушаю вас.

– Когда у нас будет порядок при парковке автомобилей возле торговых центров? В предновогодние дни это особенно заметно: в минувшие выходные мы с мужем отправились за покупками в «Кольцо» и были поражены: посетители центра бросают машины как попало, порой даже поперек дороги – не хватает парковочной площадки. Проехать невозможно.

– Если бы это была проблема только праздничных дней… Но дело, увы, далеко не всегда в недостатке мест для правильной парковки. Сейчас в Казани уже заработали несколько многоэтажных паркингов, так что в центре города пристроить машину уже не проблема. Водительская культура у нас, к сожалению, пока не на высоте. Помните, совсем недавно прошел месячник по борьбе с неправильной парковкой автомобилей, когда только из центра Казани по сотне машин в день эвакуировали? Однако, похоже, пока каждый такой нарушитель не набьет собственных «шишек» и не уплатит из своего кармана полуторатысячный штраф за игнорирование правил парковки плюс энную сумму за его хранение на спецстоянке, то не одумается. Работа по эвакуации неправильно припаркованных авто продолжается и в предпраздничные дни, будет продолжена и в праздники. Если часть наших автовладельцев не способна принять разумное решение, соблюдая правила дорожного движения по собственному почину – а это касается и покупки детских удерживающих устройств, и правильной парковки своих автомобилей, и соблюдения скоростного режима, – то мы готовы принимать к ним административные меры.

К сожалению, наказание рублем пока оказывается более действенным, чем уговоры и предупреждения. Может быть, и до сознания достучимся.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще