В Татарстане стремительно растет число проявлений социального мошенничества. В арсенале злоумышленников – мобильные телефоны и светлый образ сантехника Афони.
Поразительную информацию сообщил на днях журналистам заместитель начальника Управления уголовного розыска МВД по РТ Айрат Багауов. Оказывается, телефонные мошенники повышают «квалификацию» во время ознакомления с материалами своих уголовных дел.
Все по закону – обвиняемый имеет право не только знакомиться с делом, но и делать выписки, копии документов, а правоохранительные органы не имеют права ему в этом отказать. В итоге получается, что мошенник знакомится со всем алгоритмом действий следователей и узнает, как его «вычислили». И, будьте уверены, в очередной раз он оплошности не допустит, изобретет новый, более изощренный способ обмана.
МАМА, ОТДАЙ ИМ ДЕНЬГИ!
Время далеко за полночь. Пожилая женщина вскакивает от телефонного звонка. В трубке истошный крик: «Мама, только не бросай трубку. Они меня избивают, требуют деньги – я разбил чужую машину. Под балконом стоит человек, сбрось ему все деньги, какие есть дома…»
Истерика в такой ситуации начинается даже у тех женщин, у кого сына в принципе никогда не было. Достаточно всего двух минут таких стенаний, окончательно выбивающих сонного человека из равновесия, чтобы мать или бабушка кинулись собирать наличность. Три подобных случая произошли в декабре в Лениногорске – потерпевшие скидывали деньги с балконов. Когда они выполняли команды, поступавшие по телефону, у всех было четкое ощущение, что за ними наблюдают. Как потом выяснилось, звонили из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Преступники разыскиваются…
По словам полковника полиции Багауова, из пятисот зарегистрированных в этом году телефонных мошенничеств основная часть звонков (84 процента) поступала из-за пределов республики. Причем каждый регион «специализируется» на своем виде мошенничества: из Москвы доверчивым пенсионерам предлагают компенсацию за дорогостоящие лекарства, из Коми – сообщают о «блокировке» банковских карт, мошенники-краснодарцы информируют директоров ресторанов, что к ним на обед едет крупный федеральный чиновник, и требуют перечислить деньги на организацию банкета.
Даже читать это смешно, но люди доверчиво выполняют все требования аферистов – хороших, к сожалению, психологов. В целом ущерб от деятельности социальных мошенников в этом году превысил в республике 20 млн. рублей. В арсенале их методов – заем денег (под предлогом знакомства с родственниками) на растаможивание или хранение грузов или под залог, снятие порчи, реализация товаров по завышенным ценам. А т.н. «социальные работники» предлагают выплатить субсидию или приносят ценные подарки – лишь бы в квартиру попасть…
МОРОЗ ИМ В ПОМОЩЬ
Оригинальный по нынешним временам способ попасть в квартиру изобрели мошенники, представляющиеся сантехниками или сотрудниками ЖЭУ. Пока такой метод практикуется лишь в Казани и Нижнекамске, но сотрудники уголовного розыска не исключают, что криминальный опыт распространится шире.
На этой неделе за одни сутки жертвами лже-Афонь стали три пожилые женщины. В казанскую квартиру 91-летней старушки позвонил мужчина, представился слесарем и сообщил, что в соседней квартире прорвало трубу, – нужно проверить исправность отопления. Отдав мошеннику за обещание заменить батарею три тысячи рублей, женщина только после его ухода обнаружила пропажу еще двух тысяч. Другая пенсионерка познакомилась со лже-слесарем на улице. Когда он предложил ей донести сумки с покупками, пенсионерка по пути пожаловалась на холод в квартире. «Добрый попутчик» после проверки батарей взял у женщины 3,5 тысячи рублей и… ушел на склад. Третья потерпевшая отдала такому же «слесарю» 15 тысяч, а еще три тысячи рублей он самостоятельно захватил из ее кошелька…
Сейчас полицейские заняты поиском причастных к этим мошенничествам лиц – приметы их потерпевшие женщины запомнили хорошо.
ОНИ ЗВОНЯТ, А МЫ ИХ ЗАГЛУШИМ
Если «слесари» засветили свои физиономии и найти их – дело времени, то телефонные мошенники своих реквизитов не оставляют. В лучшем случае оперативникам удается определить безликую сим-карту, в худшем – только регион. А если звонок совершен из исправительной колонии, то найти там злоумышленника – просто счастливый случай.
А усилий, по словам начальника отделения оперативного отдела УФСИН по РТ Раиля Бариева, приходится прилагать немало, в том числе и ужесточать режим. Только за 11 месяцев этого года из колоний, расположенных на территории Татарстана, было изъято 1009 мобильных телефонов, зарегистрировано 304 случая перебросов средств связи через оградительные системы. Телефоны находили и в передачах от родных, изымали во время свиданий с мамами и женами, во время доставки грузов на промзону. Были даже случаи, когда телефоны попадали на территорию ИК при помощи арбалета. Грешат и сами сотрудники исправительных учреждений – в этом году 16 человек были уволены со службы за передачу мобильников, пятеро привлечены к уголовной ответственности (один из них пытался пронести на территорию ИК 15 телефонов!).
Сложнее с обитателями колоний в других регионах, но и здесь есть определенные наработки. Так, в Казань из самарской ИК этапирован некий Иншаков – ему инкриминируются 10 эпизодов телефонного мошенничества. В Татарстане же выявлен 31 факт мошеннических действий с использованием мобильных телефонов, совершенных осужденными, 12 из них привлечены к уголовной ответственности.
Но главным и, пожалуй, самым действенным способом борьбы со «звонящими зэками» может стать так называемая глушилка. Оснащение одной исправительной колонии глушителями сигналов сотовой связи обойдется примерно в 4 млн. рублей, а их нужно установить как минимум в семи разных точках республики. Но вопрос, по словам Айрата Багауова, находится в разработке – без этого не обойтись, потому как есть опасения, что число телефонных мошенников будет только расти. А гражданам остается уповать только на собственную бдительность, не реагировать на команды вымогателей и как можно скорее сообщать о таких инцидентах в полицию.