Шампанское – символ веселья, радости, торжества, успешных начинаний. И нет ни одного другого напитка, с которым было бы связано столько традиций. С ним спускают на воду новые корабли, им приветствуют победителей автогонок и именно с бокалом шампанского встречают первые минуты нового года.
Поэтому выбор этого напитка – дело ответственное. И непростое, ведь в магазинах нас ждет такой большой ассортимент самых разных марок и категорий, что глаза разбегаются еще до того, как их попробуешь.
Специалисты Госалкогольинспекции перед новогодними праздниками берут на себя часть наших забот, связанных с выбором напитков. Вот и нынче они обошли казанские магазины, изучили ассортимент и закупили наиболее популярное у потребителей полусладкое шампанское стоимостью до 200 рублей за бутылку. Одиннадцать образцов российского шампанского, успешно прошедших лабораторные испытания по физико-химическим показателям, были допущены к финишной дегустации.
И все их теперь предстояло не просто выпить, а профессионально распробовать. Поучаствовать в дегустации довелось и журналистам, правда, лишь в гедонистической (имеющей целью получение удовольствия) ее части. Тем пристрастнее наблюдали они за профессионалами, проводившими техническую дегустацию. Зорко провожали взглядами каждый глоток шипучего напитка, обеспечивая таким образом «народный контроль» за объективностью выбора и оценок членов Республиканской межведомственной дегустационной комиссии по алкогольной продукции. Объективность обеспечивалась еще и анонимностью бутылок – все они были обернуты в непрозрачную бумагу и подавались под обезличенными номерами.
Шампанское — единственное вино, во время дегустации которого задействованы все органы чувств человека, в том числе и… слух. Впрочем, и дополнительное шестое чувство – равновесия и положения в пространстве – кое-кому может пригодиться.
Первый контакт экспертов с шампанским был зрительно-слуховым. Члены комиссии внимательно изучали каждый образец на цвет, чистоту, тягучесть. Для этого сначала смотрели на поверхность вина (блестит ли?), затем поднимали бокал на уровень глаз, рассматривая жидкость на белом фоне. Держали бокал то прямо, то внаклон, приглядывались и чуть ли не пересчитывали пузырьки. В шампанском важен еще один фактор — звук, который издают пузырьки. Вот тут экспертам пригодились уши – для определения, насколько мелодично шипение углекислого газа, поднимающегося со дна бокала.
Откупоренное шампанское не только «звучит», но и «дышит». Опытные дегустаторы, лишь раз понюхав вино, как музыканты в одном аккорде, могут различить целую гамму разных нот аромата. Вот и наши эксперты нюхали шампанское по всем правилам. Сначала – не взбалтывая его, чтобы ощутить едва уловимые «верхние ноты» аромата. Затем слегка вращали бокалы и вдыхали уже более глубоко, ведь вино, насыщаясь кислородом, как бы раскрывается и выдает уже «низкие басы». В анкете напротив понравившегося аромата ставили соответствующую оценку.
И только после этого наступает время непосредственно оценки вкуса. Глоток шампанского попадает в рот и задерживается там на некоторое время: эксперты как бы «жуют» вино, крутят во рту и ждут, раскроется ли оно. Да, шампанское вновь должно раскрыться, или, как выражаются профессионалы, распуститься, во рту. Лишь так называемый «эффект распускающегося павлиньего хвоста» дает возможность воспринять всю гамму вкусовых ощущений.
Такая участь ждала все образцы шампанских и игристых вин. Можно было предположить, что к концу дегустации экспертам пришлось задействовать и шестое чувство, о котором мы говорили выше. Но нет – прошедшие экзаменационные этапы порции шампанского были не проглочены дегустаторами, а кощунственно сплюнуты. А зачем глотать – ведь все, что комиссия хотела узнать о виде, запахе и вкусе, она уже узнала…
В итоге определились как вина – обладатели наибольшего числа баллов по физико-химическим показателям, так и аутсайдеры. Называть конкретные марки не станем по причинам того, что данная публикация не является рекламой. Однако практический совет татарстанцам дать можем: при покупке шампанского доступной ценовой категории лучше ориентироваться на продукт местного производителя.