Угон – дело техники

МВД по Татарстану предоставило журналистам республиканских СМИ возможность стать… соучастниками угона автомобиля. 

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

information_items_70441

МВД по Татарстану предоставило журналистам республиканских СМИ возможность стать… соучастниками угона автомобиля. 

О цели акции – чуть ниже.

Справедливости ради заметим: соучастниками не угона – если изъясняться сугубо юридическим языком, – а кражи автомобиля, поскольку Уголовный кодекс РФ разводит эти два понятия. Считается, что угон (статья 166 УК РФ) совершается без цели хищения (покатались и бросили машину). Известны случаи, когда бывалые преступники таким образом уходили от ответственности за кражу, заявляя, что просто замерзли и проникли в машину…чтобы погреться. Скольким ворам удалось по такой схеме избежать серьезного наказания, неизвестно, однако в Госдуме обсуждается возможность изъятия из Уголовного кодекса статьи 166, поскольку ответственность за предусмотренные ею деяния перекрывается санкциями других статей.

По плану инсценировки показательного угона в рамках акции МВД по РТ «Береги автомобиль!» журналистам продемонстрировали работу трех спутниковых противоугонных систем. Согласно сценарию, автомобили «Мицубиши Паджеро», «Опель Астра» и «Понтиак Вайб» должны были угнать, невзирая на современные системы сигнализации и защиты от угона. Так оно и произошло. По одним только маркам авто понятно, что их сохранность обеспечивают далеко не рядовые сигнализации.

Однако это обстоятельство, как рассказали в отделе по раскрытию краж и угонов автомототранспорта Управления уголовного розыска МВД по РТ, ничуть не смущает профессиональных угонщиков. К примеру, в этом году уже «ушли» шесть недешевых иномарок «Мазда-6» в Зеленодольске, Казани и Набережных Челнах. На всех были установлены последние модели одной из самых популярных сигнализаций.

По словам старшего опер-уполномоченного отдела УГРО Сергея Миронова, чтобы отключить даже самую дорогую автомобильную сигнализацию, достаточно прибора стоимостью в несколько тысяч рублей, называемого кодграбером. В Интернете такой девайс можно найти в свободной продаже под названием «Прибор для тестирования автомобильных сигнализаций». Эта формулировка и объясняет, почему за его продажу и использование не предусмотрена уголовная ответственность. Кодграбер представляет собой коробку с сигаретную пачку с несколькими кнопками и лампочками. Устройство способно перехватить радиоимпульс с брелока сигнализации на расстоянии до 100 метров, соответственно, сохранить его и «прокрутить» назад, открыв таким образом замок двери автомобиля.

Именно с помощью такого устройства все три «тестовые» иномарки были благополучно открыты. Правда, моторы запустили стандартным путем, не рискнув влезть в их электронные «мозги», хотя угонщики с этим справляются за полминуты. И вот когда все журналисты расположились поудобнее в салонах авто, в дежурную часть поступили сигналы об угоне. Добавим, что каждый автомобиль сопровождал сотрудник полиции. Поскольку данная акция планировалась втайне от наружных служб, в процессе задержания могли возникнуть, мягко говоря, недоразумения.

Все спутниковые охранные системы работают единообразно. Когда такая система замечает, что алгоритм отпирания замка двери и пуска двигателя нарушен, на сотовый телефон его владельца звонит оператор и задает контрольный вопрос, в ответ на который должно прозвучать кодовое слово. И только если это слово отличается от того, что записано в договоре, данные уже, получается, угнанного автомобиля автоматически передаются в полицию. Благодаря установленным в машине маячкам дежурный видит на своем мониторе все его перемещения. После всего этого задержание угонщика – лишь дело техники. Правда, в некоторых случаях преступники успешно глушат все маячки специальной подавляющей радиосигналы аппаратурой, которую также легко можно найти в Интернете. Зато представители спутниковых компаний заявили, что уже есть системы с закрытыми каналами связи, которым ни одна «глушилка» не страшна.

Чтобы развеять подозрения журналистов о том, что «все это подстроено», маршрут движения предлагалось назвать им самим. Первым сотрудники ДПС «приняли» «Опель». От здания УГИБДД МВД по РТ, ставшего отправной точкой угнанных иномарок, им удалось добраться только до перекрестка Эсперанто – Павлюхина. «Мицубиши» тоже недолго катался, приметный «Паджерик» задержали на Роторной спустя 4 – 5 минут. Вообще, в среднем после поступления сигнала в дежурную часть до самого момента задержания проходит семь минут. Однако на это время влияет множество факторов, едва ли не главный из которых – загруженность автомагистралей города.

Как рассказали в татарстанском УГРО, после угона машины или отстаиваются в каком-нибудь неприметном дворике, или сразу загоняются в арендованные сервисы. После перебивки номеров «тачки» уходят в другие регионы, зачастую – на Кавказ или в азиатские республики, где к «кривому» vin-коду относятся, судя по всему, более терпимо. Хотя иногда свежеугнанные машины перебрасывают и в другой конец города – если преступник уверен в кредите времени. К примеру, в Казани в этом году начали угонять автомобили со стоянок заводов. Режим на заводах жесткий – зашел в восемь утра, вышел в шесть вечера. Значит, все это время машина будет без присмотра. Известны случаи, когда преступники сопровождали посетителей торговых центров, если те вдруг заходили в кинотеатр, смело шли вскрывать машину, справедливо рассчитывая на спокойные как минимум два часа.

По неведомым причинам во время образцово-показательного угона дольше всего удалось «побегать» «Понтиаку», хотя эту белую иномарку сложно назвать неприметной. Задержали ее только при подъезде к станции метро «Аметьево», а до того условные угонщики успели прокатиться по ул. Павлюхина, подняться по Вишневского, по Достоевского добраться до Гвардейской и даже постоять на одном из перекрестков в серьезной пробочке. В общем, в этой пробке машину и прижал патрульный экипаж ГИБДД, однако надо отдать должное аферистской натуре условного угонщика, восседавшего за рулем «Понтиака». Виртуозно лавируя меж машин из ряда в ряд, он сумел-таки под звуки полицейской сирены пробраться к перекрестку быстрее госавтоинспекторов, чем спровоцировал их на откровенную погоню. Дерзкая иномарка была задержана уже на следующем перекрестке.

По окончании акции журналисты поинтересовались у ее организаторов, почему не был продемонстрирован показательный взлом механических блокираторов, хотя в приглашении об этом говорилось. «Вам ведь нужен экшн, – объяснил корреспондентам представитель МВД по РТ. – А с блокираторами одна морока – пока его скинешь, полчаса пройдет, да и полмашины раскурочить надо. В общем, угонщики полагают правильно, что связываться с ними – себе дороже».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще