Спросите любого, кто хоть однажды сел за руль нетрезвым, какие чувства он при этом испытывал. Практически каждый признается, что боялся. Чего? Чаще, к сожалению, не возможной аварии и даже не вероятности стать причиной чьей-то гибели – а… встретить сотрудника ГИБДД. Кому ж хочется без прав оставаться?
Правда, страшно только «первый раз», особенно если не поймают. Как утверждают психологи, если сознательно позволил себе один раз сесть за руль подшофе, потом позволишь и второй, и третий. Безнаказанность окрыляет…
А по статистике Минздрава России, 2,7 процента водителей ездят подшофе регулярно, без малого 15 процентов признались, что садятся за руль порой в состоянии сильного опьянения. Прибавьте к этому тех, кто позволяет себе подобную вольность иногда (а таких уже гораздо больше), и выходить на улицу уже
По Москве прокатилась целая серия «пьяных» ДТП с многочисленными жертвами. Эти факты уже не скрыть и не замолчать – пьянство за рулем приобрело масштабы национальной катастрофы.
Теперь посмотрим на цифры татарстанские. Так, за 9 месяцев этого года по вине пьяных водителей в Казани произошло 37 ДТП, два человека погибли и 48 получили травмы. По республике – соответственно 286 – 48 – 434. По сравнению с тем же периодом 2004 года, показатели которого взяты за основу при разработке федеральной программы по безопасности дорожного движения, отмечается существенное снижение. И это при росте татарстанского «автотабуна» за неполные двенадцать лет более чем в два раза! Да и фактов задержания нетрезвых водителей на республиканских дорогах стало вполовину меньше. Выходит, в Татарстане дела обстоят лучше, чем в среднем по России, и существенно лучше, чем в первопрестольной? Не спешите радоваться. Вспомним о значительном сокращении штата республиканской ГИБДД (по Казани, как мы помним, сокращений не было). Вот и «улучшилась» ситуация с задержанием пьяных водителей вдвое – ровно настолько, насколько стало меньше гаишников на дорогах Татарстана. Не будет их – пьяных задерживать вообще будет некому.
Конечно, число ДТП по вине нетрезвых водителей (около 10 процентов от общего количества зафиксированных нарушений) относительно невелико в сравнении с тем, которое дает превышение скорости и выезд на встречную полосу движения. Да и случаев, подобных недавним московским, пока, слава богу, не зафиксировано. Как говорится, постучим по дереву. Но проблема-то остается.
Как подчеркнул в своем выступлении на прошедшей на днях пресс-конференции в управлении ГИБДД Главный госавтоинспектор Татарстана Рифкат Минниханов, в борьбе с пьянством за рулем нужно ужесточать закон. Правда, отметил он, любое ужесточение законодательства работает 7-8 лет, а потом опять усиливать придется…
Тем временем Госдума подготовила целый ряд поправок в соответствующий закон, серьезно ужесточающих наказание нетрезвым водителям.
За езду в пьяном виде или отказ от медосвидетельствования депутаты предлагают наказывать штрафом в 50 тысяч рублей и лишением водительских прав на три года (пока – только лишение прав на срок от полутора до двух лет). Для водителей, которые в нетрезвом состоянии садятся за руль, уже будучи лишенными прав, предусматривается уголовная ответственность с лишением свободы на срок до трех лет. Нынешняя норма – арест на срок до 15 суток – пьяных водителей, увы, не пугает. Если же нетрезвый водитель станет причиной ДТП с погибшими, ему «светит» до 10 лет лишения свободы (сейчас – до семи), а если жертв будет от двух и более – до 20 лет колонии (сейчас – до девяти, как за непреднамеренное убийство). К тому же в первом случае виновник аварии останется без водительского удостоверения на 10 лет, во втором – пожизненно. Резко возрастут штрафы и за остальные нарушения ПДД: минимальное наказание поднимут со 100 до 500 рублей, а максимальное – с 5 до 50 тысяч. За езду без прав предполагается брать аж 30 тысяч рублей против 2,5 тысячи нынешних.
А еще предполагается вернуть в КоАП так называемую балльную систему, которая действовала в стране с 1959 по 1987 год, а затем с 1993 по 1997 год, и была благополучно отменена как «инструмент коррупции». Как дети, честное слово – будто других «инструментов» при желании не найти.
За каждое нарушение будут начислять баллы, при достижении отметки в 150 баллов нарушитель автоматически лишается прав. Минимальный штраф в 500 рублей будет соответствовать 5 баллам, а максимальный, в 50 тысяч рублей, – 50 баллам. Как правило, виновники самых страшных аварий – те водители, в послужном списке которых десятки штрафов. Как оплаченных, так и неоплаченных. Так что депутаты посчитали своей задачей остановить таких горе-шоферов в начале скорбного пути или хотя бы в середине.
- По статистике Минздрава России, 2,7 процента водителей ездят подшофе регулярно, без малого 15 процентов признались, что садятся за руль порой в состоянии сильного опьянения
Почти все главные постулаты документа уже сформулированы и согласованы, но пока неясно, появится ли в законе допустимая норма алкоголя в 0,2 промилле. За введение такого порога активно ратует ряд депутатов Госдумы, в том числе и Вячеслав Лысаков, возглавляющий рабочую группу Госдумы по разработке закона о пьянстве за рулем, а также специалисты-медики, Минтранс и МВД, мотивируя свою точку зрения тем, что столь небольшое количество алкоголя в крови может быть зафиксировано алкотестером после приема нескольких капель валерьянки в спиртовом растворе или даже в куске торта, пропитанного ромом… Как известно, такой порог применяется в известных строгостью законов скандинавских странах, а во многих европейских странах допустимая норма еще выше. Причем определенное содержание алкоголя в крови водителя регламентировано Венской конвенцией, которую приняла и Россия. Против возвращения нормы выступает «тяжелая артиллерия» – Премьер-министр Дмитрий Медведев и ряд высокопоставленных членов Правительства.
Однако самый суровый закон работает лишь в том случае, если он – закон для всех. Что уж греха таить – нынче в столь неблаговидном деле, как пьянка за рулем, отметились именно служители закона, причем всех уровней. То пьяный полицейский сбил пешеходов, то судья, то прокурор. Даже священники попадаться начали. Причем это только известные случаи. А сколько неучтенных и нигде не зафиксированных… И у простого обывателя логично возникает протест: «им» можно, а чем я, собственно, хуже?
В готовящемся законопроекте на предмет проблемы взяточничества среди сотрудников ГИБДД нет ничего, хотя тот же Вячеслав Лысаков в своих выступлениях не раз подчеркивал, что сотрудников ГИБДД нужно строго наказывать, к примеру, за использование в работе личного алкотестера, а также за излишнее количество наличных денег во время дежурства. Зачем человеку на работе больше двух тысяч рублей? Подобные акты, по его мнению, могли бы быть введены внутренними инструкциями МВД. Так можно ли победить в российском человеке стремление ухватиться за руль после рюмки (а то и бутылки) выпитого? Вопрос сложный. При самых драконовских штрафах лихачи не переведутся. Лишать прав? Он завтра либо новые купит, либо подделкой будет пользоваться, либо вообще без них ездить. К примеру, один татарстанец, лишенный водительского удостоверения за пьянку, восемь раз попадался стражам дорог опять же подшофе. Лишать его уже нечего, а штрафы он все равно не платит, динамит судебных приставов не первый год. А уж штраф в десятки тысяч рублей точно не заплатит, хоть застрели. В тюрьму сажать? Так они у нас и так переполнены. К тому же за сбитых насмерть и сегодня сажают, но почему-то это не слишком пугает подвыпивших нарушителей.
Похоже, одной мерой – будь то многократное повышение штрафов или даже тюремное заключение – проблему не решить. Нужен комплекс мер, причем не только карательных. Все-таки воспитание никто не отменял. А воспитывать уже проштрафившихся – дело неблагодарное, и между воспитанием и наказанием нельзя ставить знак равенства. У нас ведь как? Пьяная езда без последствий – пример мастерства водителя. Ушел пьяным от погони – герой. Попался, но сумел отвертеться – тоже почти подвиг. Ломать нужно такие установки.
Вспомним пресловутые советские времена, когда за подобное нарушение водитель расплачивался не только расставанием с любимыми корочками, но и всеобщим осуждением – например, бумага с описанием всех его художеств поступала по месту работы, а уж там становилась достоянием общественности. Между прочим, во многих европейских странах такое и по сей день практикуется, и в обязательном порядке факт столь неблаговидного поведения вносится в личное досье сотрудника. И поди устройся на хорошую работу с таким пятном на репутации. Не один раз «идиотен-тест» сдашь, кучу денег потратишь, пока восстановишь репутацию. А в США попавшегося за рулем подшофе не только прав лишают, но и заставляют в принудительном порядке прослушать курс лекций о вреде алкоголя.
Превентивные меры тоже со счетов сбрасывать нельзя. Медицина, к примеру, уже давно пришла к выводу, что нельзя только хирургические методы применять, терапия и профилактика важнее. Помните, было время, когда с утра возле машины ДПС целые очереди выстраивались, чтобы «в трубку подышать» и доказать, что ты не пьян и не с похмелья? Оно, конечно, неприятно, да и времени жалко, но дисциплинирует – когда ты знаешь, что тебя с утра наверняка проверят, будешь вести себя осмотрительнее.
Правда, с нынешним сокращением числа сотрудников ГИБДД подобного ждать не приходится. Судите сами: даже в Казани в ночь, например, дежурят всего восемь-девять патрулей. Да, каждый из них привозит утром по 13–15 протоколов на пьяных водителей, но сколько просачивается сквозь столь редкое сито? А о селе и говорить не приходится – там гаишникам успеть бы на все происшествия выехать, не до пьянчужек.
Так что комплекс мер опять неполным получается…