Какие проблемы возникают у казанской транспортной полиции в период подготовки к Универсиаде?
Любые современные средства передвижения – это зона повышенной опасности. А из объектов, находящихся в оперативном ведении транспортной полиции (железнодорожных, воздушных и водных), наиболее проблемными в части обеспечения общественной безопасности являются железнодорожные. Почему?
Об этом беседуем с полковником полиции Наилем Салеховым, начальником Казанского линейного управления МВД России на транспорте, которое следит за порядком в границах шести субъектов РФ – Татарстана, Удмуртии, Башкортостана, Кировской, Самарской и Ульяновской областей.
– Наиль Зайдуллович, что-нибудь мешает транспортной полиции готовиться к летней Универсиаде, которая пройдет в 2013 году в Казани?
– Есть определенные моменты. Сразу отмечу: все необходимое техническое оснащение у нас есть, начиная с ручных металл-детекторов и заканчивая современнейшими средствами безопасности. Но сегодня остро стоит вопрос по досмотровым мероприятиям на железнодорожных вокзалах – это проблема из проблем. Если тщательный досмотр ручной клади и багажа пассажиров в аэропорту перед полетом прописан законодательно, то к железной дороге это не относится – законом не предусмотрено, что мы имеем право досматривать граждан. Поэтому приходится рассчитывать только на их сознательность. Но в данном случае человек вправе возмутиться: «На каком основании вы копаетесь в моих личных вещах?..» А ведь на станции Казань во время Игр ожидается большое скопление гостей (между центральным железнодорожным вокзалом и международным аэропортом «Казань» организуются интермодальные перевозки. – Прим. авт.). И мы должны обеспечить их безопасность.
Вторая большая проблема – неогражденность столичного вокзального комплекса. Со стороны города (привокзальной площади) мы можем оснастить территорию смотровой техникой, поставить полицейские посты. Но противоположная часть станции полностью открыта – оттуда можно провести хоть батальон недоброжелателей, имеется свободный доступ к поездам и другим объектам. То есть существует реальная угроза совершения каких-либо диверсий. Обращался по этому поводу к руководству и Казанского региона ГЖД, и самой Горьковской магистрали. Но пока безрезультатно. А вокзальный комплекс надо ограждать. Например, в Воронеже не только станция, но и вся железная дорога в городской черте закрыты специальными заборами.
– Скажите, ставился вопрос о том, чтобы и в пределах столицы Татарстана оградить железнодорожные ветки?
– Конечно. Обращались с этим вопросом и в Гордуму, и к мэру Казани. Ведь ежегодно только в черте татарстанской столицы мы теряем от ста до ста пятидесяти человек, в том числе детей. В нынешнем году уже два ребенка погибли, в 2011-м
– шестеро. Это трагедия! Проблему нужно срочно решать, поскольку интенсивность движения поездов в границах столицы республики увеличится, в результате количество пострадавших может возрасти.
Кстати, о том, что нужно закрыть от посторонних комплекс центрального вокзала, мы твердим еще с периода подготовки к тысячелетию Казани, которое, как вы знаете, праздновалось в 2005 году.
– Кто прежде всего должен решать эти проблемы?
– Администрация города и руководство Горьковской железной дороги.
– На привокзальной территории слишком интенсивное движение общественного и автомобильного транспорта. Не собираетесь ограничить эти потоки?
– Безусловно, собираемся. Однако Казанский регион ГЖД не может оформить буферную зону безопасности на привокзальной площади, потому что этот земельный участок ему не принадлежит – даже не находится у него в аренде. Городские власти, к сожалению, до сих пор не определились с ответственным за это землепользование субъектом, с которого транспортная полиция могла бы спрашивать согласно законодательству о чрезвычайных ситуациях.
Такая же проблема и в Казанском речном порту. В свое время там для ограничения транспортного потока перед площадью поставили шлагбаум. А работники прокуратуры заявили: мол, не имеете права. В какой-то мере юридические препоны мешают обеспечению транспортной безопасности.
Еще до начала строительства подземного паркинга на площади перед железнодорожным вокзалом данный вопрос поднимался на совещании с участием Премьер-министра Ильдара Халикова и начальника Горьковской железной дороги Анатолия Лесуна. Эту проблему я неоднократно озвучивал и на заседаниях правительственной комиссии РТ по профилактике правонарушений, председателем которой является первый вице-премьер Равиль Муратов. В одном из протоколов было записано: обязать администрации города и Горьковской магистрали предпринять меры для ограничения движения по станции Казань. Но решение не выполняется, а территория остается «обезличенной».
– Существуют же Федеральный закон «О транспортной безопасности», комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте…
– Да. Но существует и ряд проблем в их реализации. Закон был принят еще в 2007 году, однако по-прежнему отсутствует нормативная база, определяющая и четко регламентирующая порядок оценки уязвимости объектов транспорта. Нет стандартной модели их безопасности, в соответствии с которой должны составляться планы по ее обеспечению. Необходимо решить и вопрос финансирования планируемых мероприятий. Нет на сегодня разработанных единых требований по обеспечению безопасности при помощи технических средств. Что должно быть на вокзале? Только металл-детектор, газоанализатор, система осмотра-досмотра или что-то еще?..
Надеемся, что все вышеперечисленные моменты власти и железнодорожники учтут, и в ближайшее время будут приняты соответствующие действенные меры.
– Кражи, наверное, по-прежнему остаются бичом железной дороги?
– Так и есть. Особенно в теплый период года, когда и нагрузка на наше управление сильно возрастает. С началом курортного сезона увеличивается количество краж личного имущества. И если в прошлом году удалось удержать ситуацию на уровне предыдущего года, то нынче, к сожалению, нет. Так, за летний период
2011-го Казанским линейным управлением было возбуждено 43 уголовных дела по статье 158 УК РФ «Кража», а за пять месяцев текущего года – уже 59 дел. Что касается тяжких или особо тяжких преступлений, то у нас их, слава богу, не совершалось.
Человек, потеряв в поездке имущество, деньги или документы, оказывается в сложной ситуации. Но в каждом вагоне по полицейскому не поставишь. Хотя мы обеспечиваем сопровождение пригородных электричек и поездов дальнего следования. А безалаберность наших граждан порой просто поражает.
К примеру, на днях молодой человек зашел с ноутбуком в туалет. Оставил компьютер возле умывальника, вышел из вагона, сел в машину и уехал. Когда опомнился, техники в туалете уже не было. Ну как это назвать?.. А в итоге возбуждено дело о краже. Сейчас же ситуация усугубляется тем, что в здании центрального вокзала, на перронах, привокзальной площади из-за реконструкции всего комплекса не работает система видеонаблюдения. Руководство Казанского региона ГЖД обещает в ближайшей перспективе наладить ее.
Еще один свежий пример. Командированные из Санкт-Петербурга по дороге в Казань хорошо выпили, и у одного из них украли зарплатную банковскую карту. Из банкомата, установленного в главном здании вокзала, злоумышленник умудрился снять с нее все деньги. Кто виноват?.. В целях предупреждения террористических актов и краж личного имущества на железнодорожных объектах в прошлом году Казанским линейным управлением выпущена памятка на русском и английском языках, которая выдается пассажирам при получении билетов.
Из-за отсутствия видеоконтроля происходят, казалось бы, курьезные правонарушения, но они могут обернуться большими неприятностями. К примеру, на днях наши сотрудники задержали гражданина, который пытался украсть шпалы. А с 18 по 25 мая нынешнего года с сорока опор наружной контактной сети злоумышленники сняли сорок чугунных противовесов, регулирующих натяжение проводов. Один такой противовес весит, между прочим, 25 килограммов. В республике сотни пунктов приема металлолома. Где искать украденные противовесы и откуда для этого взять дополнительные полицейские силы?
Протяженность обслуживаемого нашим управлением участка железной дороги составляет 891 километр, и сотрудники транспортной полиции не в состоянии на такой огромной территории предотвратить все корыстные и хулиганские действия граждан. Особую озабоченность вызывают правонарушения, совершаемые подростками на железнодорожных объектах. Только за первые пять месяцев этого года зафиксировано два случая наложения на рельсы посторонних предметов, один случай повреждения средства централизации блокировки, двенадцать – забрасывания камнями проходящих поездов. Десять несовершеннолетних задержаны.
В общем, работы много. Пресекаем и раскрываем преступления, обеспечиваем порядок и безопасность на транспорте. И граждан призываем помочь нам в данном деле, тем более это важно в преддверии Универсиады-2013. О всех фактах, представляющих угрозу личной и общественной безопасности, можно сообщать по нашему «телефону доверия» – (843) 294-11-60.