Повышение штрафов за неправильную парковку совпало в Казани с небывалым дорожно-строительным бумом
Пожалуй, жители Казани как никто иной почувствовали на себе изменения Административного кодекса РФ в части увеличения штрафов, вступившие в силу с 1 июля. Ведь в столице республики эти новшества пришлись на горячий период. Более 150 участков дорог полностью или частично закрыты, обещанные паркинги еще не готовы, а Госавтоинспекция намерена решительно наказывать за каждый неправильно припаркованный автомобиль.
Постоять теперь дороже
Наверное, многие согласятся, что нынешние поправки в Административный кодекс логичны и справедливы. К примеру, к 500 рублям штрафа за тонированные передние стекла в машине с 1 июля прибавилась еще и такая мера, как снятие госномера. По словам начальника УГИБДД МВД по РТ Рифката Минниханова, собравшего по этому поводу пресс-конференцию, в прошлом году в Татарстане за это нарушение наказали 100 тысяч водителей, а с начала этого года – 30 тысяч. Помимо этого, с 300 до 1500 рублей увеличились штрафы за нарушение правил парковки и движение по «автобусной» полосе.
По 1000 рублей придется выложить за стоянку на остановках общественного транспорта и на тротуаре. Причем если раньше, чтобы привлечь водителя к ответственности, инспектор должен был доказать, что автомобиль создает помеху пешеходам, то с 1 июля для составления протокола достаточно самого факта заезда на тротуар. Кстати, в Москве и Санкт-Петербурге аналогичные нарушения караются штрафом в 3000 рублей.
Вступило в силу еще одно важное изменение, призванное дисциплинировать беспечных водителей, – вернулась платная эвакуация. До июля нарушитель не оплачивал ни эвакуацию своего автомобиля, ни его пребывание на штрафстоянке в первые сутки. Сегодня, помимо полутора тысяч рублей за, скажем, парковку под запрещающим знаком, нарушителю придется оплатить услуги эвакуатора (1018 рублей) и саму штрафную стоянку из расчета 51,68 рубля за каждый час. Это уже можно назвать серьезным стимулом не нарушать ПДД.
По словам Рифката Минниханова, при выявлении нарушений основной упор будет сделан на технические средства фиксации. Госавтоинспекторы в первую очередь будут заниматься «разруливанием» дорожных заторов, оформлением ДТП, выявлением нетрезвых водителей. Остальное доверят технике. Тех восьми приборов автоматической фиксации нарушений «Паркон», что сегодня действуют в Казани, по мнению главного госавтоинспектора, для столицы Татарстана достаточно.
Мест много. Но не там
Думается, даже самые безалаберные нарушители, получив пару раз квитанции по полторы тысячи рублей, перестанут бросать машину где попало. Однако задаться идеей не нарушать – полдела, нужно еще найти парковку. А с этим, особенно в центре Казани, проблемы. Найти свободное машиноместо в районе Черного озера или на улице Большой Красной в течение дня невозможно, бесплатные парковки у торговых центров забиты уже с утра, а на платные паркинги, как показывает практика, мы не спешим.
На днях столичная мэрия устроила для журналистов пресс-тур по строящимся паркингам. Первым объектом стала многоуровневая парковка на 170 мест на перекрестке улиц Батурина и Карла Маркса. После ввода ее в эксплуатацию час стоянки здесь стоил 40 рублей. Однако с такими расценками стоянка пустовала. Тогда цена была снижена уже до 10 рублей в час, но привычную картину это не изменило: все пространство вокруг въезда на паркинг заставлено автомобилями, а внутри – пустота.
Столичные власти пошли на беспрецедентный шаг – вовсе отменили плату за парковку. К моменту прибытия журналистов на самом верхнем этаже паркинга стояли две машины. Конечно, до большинства казанцев, ежедневно оказывающихся в центре столицы по делам, новость о бесплатной парковке не дошла. Однако, по уверениям представителей администрации, чиновники и работники ближайших офисов об этом знают, тем не менее, оставляют свои машины где им хочется. Так что дело в банальной лености.
В конце 2011 года, по данным администрации Казани, в столице было зарегистрировано 307 тысяч автомобилей. За последующие шесть месяцев количество авто увеличилось еще на 24 тысячи. А общее количество парковочных мест в городе – 155 тысяч. С учетом стоянок на въезде в Казань, в жилых районах, у торговых центров.
О бесплатном паркинге придется забыть
К Универсиаде на перегруженных улицах планируется построить еще 12 крупных парковок общей вместимостью около шести тысяч мест. До конца этого года застройщики обещают сдать семь парковок на улицах Островского, Челюскина – Беломорская, Астрономическая – Профсоюзная, Профсоюзная – Кави Наджми, на Чистопольской, а также на Оренбургском тракте и привокзальной площади. Кроме того, уже заработала вторая в городе перехватывающая парковка на 200 мест у станции метро «Горки». Первая на 57 машиномест начала действовать еще в прошлом году у станции «Кремлевская».
Между тем не везде строительство идет гладко. Планирующаяся парковка (170 автомобилей) на перекрестке улиц Московская – Галиаскара Камала заморо-
жена из-за нерешенного вопроса о финансировании. А сроки строительства многофункционального комплекса с паркингом на 2000 мест на улице Подлужной (застройщик ПСО «Казань») вообще не определены. Также остается открытым вопрос с инвестором строительства паркинга на 303 автомобиля на пересечении улиц Фукса и Большой Красной.
По словам первого замглавы исполкома Казани Рустама Нигматуллина, в Казани под строительство парковок выделены 38 земельных участков, 14 из них сегодня осваиваются. «Многие в свое время набрали земли в центре Казани, но на ней не работают. Участки у таких людей будем забирать», – пообещал Рустам Нигматуллин.
По словам главы исполкома Казани Алексея Песошина, постепенно казанцы должны понять, что бесплатной парковки в переполненном автомобилями центре города не может быть в принципе. Таким образом, будет развиваться система платных муниципальных парковок. Как объяснил Рустам Нигматуллин, они будут представлять собой парковочные «карманы» на тех улицах, где ширина проезжей части позволяет их простроить. «Во всех крупных городах мира муниципалитеты собирают такую плату, это нормальная практика», – заявил представитель исполкома.
Как видим, с одной стороны, Казань приближается к западным стандартам развития автомобилизации и организации дорожного движения в целом. С другой, насколько совместимы все эти стандарты с нашим менталитетом? В любом случае все зависит от нас самих – чиновников, руководства республики, полицейских, журналистов, таксистов, водителей автобусов.