Под напором общественного мнения регионы принимают местные антинаркотические законы
В Управлении ФСКН РФ по РТ состоялось первое в этом году заседание общественного совета. В числе других обсуждался вопрос о принятых мерах по предупреждению дезоморфиновой наркомании.
О дезоморфине, грязном родственнике морфия, «героине для бедных», а на сленге наркоманов – «крокодиле», заговорили пару лет назад, когда он начал распространяться среди молодежи, словно вирус. По официальным оценкам, в 2010 году в России его принимали от нескольких сотен тысяч до миллиона человек. Употребление приняло масштабы эпидемии. В иных регионах половина смертельных случаев среди наркоманов приходилась на передозировку дезоморфина.
Татарстан исключением не был: в течение двух последних лет во всех крупных городах республики отмечался рост этого вида наркомании. Дезоморфиновые притоны росли, как грибы. В начале 2011 года они составляли 30 процентов от общего числа выявленных, а в октябре – уже 75 процентов. Факты употребления именно дезоморфина были установлены в 66 процентах выявленных случаев наркомании. Объяснялось это просто: низкая себестоимость плюс доступность в аптеках лекарственных средств, из которых изготавливался наркотик.
Исполнение распоряжения Президента России Дмитрия Медведева на иркутском заседании Госсовета РФ в апреле 2011 года о переходе на рецептурный отпуск препаратов, содержащих кодеин, Минздравсоцразвития РФ отложило сначала с мая 2011 года на ноябрь, потом на 1 июня 2012 года…
В этой ситуации регионам пришлось взять инициативу в свои руки.
Вслед за Белгородом, Калугой, Липецком, Калининградом, Тывой в Татарстане общественный совет при Наркоконтроле вышел на законодателей с обращением о необходимости принятия местного закона, согласно которому в аптечной сети был бы введен рецептурный отпуск лекарственных препаратов, содержащих кодеин. Надо отметить, общественность тоже не осталась в стороне: простые жители, а также общественные организации письменно обращались к Президенту РТ, Правительству и Государственному Совету, указывая на проблему распространения дезоморфиновой наркомании.
В результате в декабре 2011 года был принят Закон «О мерах, направленных на сохранение жизни и здоровья граждан на территории Республики Татарстан и внесении изменений в отдельные законодательные акты».
И что же последовало? Произошел резкий спад выявления лиц, употреблявших дезоморфин. Если в октябре 2011 года таковых в Татарстане было 279 человек, то в декабре – 54, а в феврале 2012 года только 16. Доля выявляемых дезоморфиновых притонов снизилась до 57 процентов. Понятно, что говорим мы о видимой части айсберга, но и по ней можно судить о состоянии дел в целом…
Однако введение ограничений по отпуску составляющих дезоморфина на отдельных территориях – это не решение проблемы в целом. И в первом квартале 2012 года, в основном на приграничных территориях Татарстана, опять был отмечен рост притонов по изготовлению «крокодила». Потому что если есть спрос, то кодеинсодержащие лекарства привезут хоть с Северного полюса, не говоря уже о соседней Башкирии.
Интересно, что никаких жалоб больных на неудобства приобретения в аптеках медпрепаратов с кодеином по рецептам, как беспокоилось Минздравсоцразвития, не было. И аптечные работники, которых обвиняли в неограниченной их продаже, «подтянулись». Сотрудники Наркоконтроля вместе с Минздравом и Центром контроля качества и сертификации лекарственных средств РТ проверили более ста аптек на предмет продажи препаратов людям, не имеющим рецептов. Ни одна аптека не нарушила закон, фармацевты вежливо предлагали заменить кодеинсодержащие лекарства на безопасные аналоги.
А теперь подождем 1 июня 2012 года и увидим, не будет ли снова отложено принятие общероссийского закона? На всякий случай в настоящее время 23 субъекта РФ готовят документы, чтобы присоединиться к инициативе Белгородской, Калужской, Липецкой областей и Республики Татарстан. Здравый смысл и ответственность за молодых сограждан диктуют такие местные законодательные инициативы. А вот на федеральном уровне почему-то тормозят.