Не осудит, а рассудит

Арбитражному суду Татарстана исполняется двадцать лет. За это время его судьями рассмотрено более 355 тысяч дел, взысканы сотни миллиардов рублей. Об истории создания арбитража в Татарстане и его первых делах в интервью «РТ» рассказал исполняющий обязанности председателя Арбитражного суда РТ Наиль Латыпов.

Арбитражному суду Татарстана исполняется двадцать лет. За это время его судьями рассмотрено более 355 тысяч дел, взысканы сотни миллиардов рублей. Об истории создания арбитража в Татарстане и его первых делах в интервью «РТ» рассказал исполняющий обязанности председателя Арбитражного суда РТ Наиль Латыпов.

– Наиль Анверович, почти полгода вы исполняете обязанности руководителя Арбитражного суда РТ. Что можете сказать о нагрузке на этом посту?

– В руководстве суда я уже двадцать лет – с самого его становления. И к этой работе привык. С 1997 года занимал должность первого заместителя, несколько лет в общей сложности исполнял обязанности председателя. Так что сложностей тут не возникло.

– Поскольку вы в суде с его создания, вряд ли кто-то лучше вас расскажет о моменте его рождения…

– Вообще, рождение всей арбитражной системы России празднуют в январе, а днем становления татарстанского арбитража считается 22 мая. В этот день двадцать лет назад было принято постановление Верховного Совета Татарстана о создании Высшего арбитражного суда республики. Как понимаете, это 1992 год, время непростое и для страны, и для республики – декларация о суверенитете, принятие Конституции Татарстана, финансовые проблемы, связанные с этим негативные настроения в обществе. В таких условиях пришлось начинать работу.

– Тем не менее арбитражный суд создавался не на пустом месте?

– До 1992 года во всех субъектах России действовали государственные арбитражи. Они работали в условиях планового хозяйства. Поскольку частной собственности тогда практически не было, не возникало и соответствующих споров. Из действующих государственных арбитров и был образован первый состав Арбитражного суда Татарстана, где в качестве судьи начал работать и я.

– Какова была специфика первых дел?

– В первые годы мы рассматривали их немного – около четырех-пяти тысяч в год. Это напрямую было связано с непростой экономической обстановкой. Непродуманные финансовые реформы, гиперинфляция порождали развитие бартерных отношений, при которых споров возникало гораздо меньше. На нежелание субъектов предпринимательства обращаться в суд влияла также и криминальная обстановка. Не секрет, что в те времена граждане охотнее обращались за решением проблем к криминальным авторитетам, нежели писали заявления в милицию или суд. Ситуация стала кардинально меняться с середины 1990 годов. Если в девяносто седьмом мы рассмотрели чуть больше четырех тысяч дел, то в следующем году к нам поступило уже семь с половиной тысяч, еще через год – десять с половиной тысяч дел. Пик пришелся на 2005 год, когда мы рассмотрели, учитывая дела о банкротстве, около 50 тысяч заявлений. На количество рассматриваемых дел, безусловно, повлиял дефолт 1998 года.

– Какие дела представляют наибольшую сложность для судей?

– Очень много сложностей с корпоративными и земельными спорами. Но это не значит, что такие заявления рассматриваются некачественно. Замечу, что, когда только-только появились дела о банкротстве, именно они вызывали опасения у судей. Во-первых, потому что это была совершенно новая категория дел, во-вторых, все они были связаны непосредственно с людскими судьбами. В результате банкротств тысячи работников оказывались буквально без средств к существованию. Но все мы понимали, что такие предприятия тянут экономику назад, от балласта необходимо было избавляться.

– Даже непосвященному человеку понятно, что это колоссальная нагрузка на судей. Есть ли какая-либо норма?

– Конечно. Есть научно обоснованный норматив, согласно которому в месяц судья должен рассматривать не более 16-20 дел. У нас сегодня 65-70 дел.

– Такой «перегруз» не может не влиять на качество рассмотрения дел…

– Если ориентироваться на их количество, то в Арбитражном суде РТ должны работать не менее 250 судей. А у нас их 60. Тем не менее на качестве это не сказывается. Качество рассмотрения заявлений держится на высоком уровне – лучше, чем в среднем по России. Такие показатели достигаются не только усилиями одних судей, это работа всего аппарата – помощников судей, секретарей. Всего у нас трудятся 239 человек. Всех их я бы хотел поблагодарить за честный, плодотворный труд и пожелать в профессиональный праздник здоровья и благополучия.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще