Нерадивым руководителям пригрозили дисквалификацией
По количеству объектов, где используются опасные вещества, Татарстан занимает первое место в ПФО и третье – в России.
Приволжское управление Ростехнадзора контролирует более 12 тысяч опасных производственных объектов, расположенных в РТ, Чувашии и Марий Эл. Что нужно сделать для того, чтобы на этих объектах не было чрезвычайных происшествий, экстремальных ситуаций? Об этом шла речь на недавнем расширенном совещании управления, в работе которого принял участие Премьер-министр Ильдар Халиков.
Тема более чем серьезная: в прошлом году на поднадзорных управлению объектах произошло 13 аварий и 18 несчастных случаев. Пострадали 28 человек, 14 из них погибли. А сколько еще ЧП не случилось лишь благодаря удачному стечению обстоятельств? Вдумайтесь: за год сотрудники управления выявили более 100 тысяч нарушений!
СТАРОСТЬ – НЕ РАДОСТЬ
– Почему из года в год количество аварий, несчастных случаев и выявленных нарушений остается примерно на одном уровне? – задал вопрос руководителям промышленных предприятий глава Приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров. – Одна из причин в том, что производственный контроль зачастую осуществляется формально. Есть и другая – это изношенность основных производственных фондов.
Взять, к примеру, магистральный трубопроводный транспорт. По словам Бориса Петрова, износ объектов здесь иногда составляет 80 процентов, есть объекты и со стопроцентной изношенностью! Мало того, даже регулярную диагностику продуктопроводов, которая позволяет своевременно выявлять дефекты, отдельные предприятия проводят от случая к случаю. Причем среди тех, кто этим страдает, – не только отсталые предприятия и производства.
А антирекорд, полагаю, принадлежит ОАО «Средне-Волжский транснефтепродукт», которое эксплуатирует около 400 км магистральных продуктопроводов, введенных в эксплуатацию еще в 1961 году. Так вот, за пятьдесят лет их комплексную техническую диагностику не проводили ни разу! Чем грозит окружающей среде даже небольшой порыв нефтепровода, напоминать, полагаю, не стоит.
А возможные последствия аварий на объектах энергетики? Они грозят не только массовыми отключениями света, но и техногенными катастрофами! Тем не менее и в этой отрасли далеко не все благополучно. В ОАО «Генерирующая компания» 88 процентов энергетических котлов и турбин проработали уже более 25 лет. ОАО «Сетевая компания» до сих пор эксплуатирует электрические сети 50-70-х годов. Одно обнадеживает: с диагностикой здесь все благополучно.
Кстати, ежегодно по результатам экспертного обследования из эксплуатации выводится несколько десятков единиц оборудования, неисправность которых может стать источником аварийной ситуации и привести в условиях эксплуатации крупнотоннажных и взрывоопасных производств к серьезным катастрофам. Эти цифры как нельзя лучше свидетельствуют: без регулярной диагностики сегодня никак.
Но даже она не может быть панацеей от аварий и чрезвычайных происшествий. Например, на подлежащих химическому надзору предприятиях, где около 80 процентов всего оборудования перешагнуло расчетный срок эксплуатации. Его замена – единственное решение в этой ситуации. Но беда в том, что обновляется оборудование крайне медленно. Например, на предприятиях, эксплуатирующих аммиачно-холодильные установки, на складах ГСМ его меняют только в случае выхода из строя.
Под пристальным надзором управления находятся более 400 строящихся уникальных объектов. И на сегодня, как утверждает Борис Петров, нет ни одного объекта, где бы не обнаружили серьезные нарушения, ставящие под угрозу дальнейшую эксплуатацию. Причины: отступления от проектных решений, осуществление строительно-монтажных работ по проектной документации, не прошедшей госэкспертизу, работа при отсутствии свидетельства о допуске СРО на объектах повышенной опасности.
Немало опасений вызывает и качество проводимой экспертизы промышленной безопасности. Количество экспертных организаций растет. С точки зрения рынка это вроде бы хорошо – есть выбор. Но, к сожалению, все наоборот. Нормальная конкуренция заменяется демпингом цен. А значит – и некачественно выполненной работой. Еще одна проблема – подготовка рабочих кадров и персонала для опасных производственных объектов. Некоторые учебные комбинаты считают, что нужно действовать просто: натаскивать будущих «специалистов» по тестам, которые им нужно будет сдать. Тесты сдают, а знаний – минимум…
БУДУЩЕЕ ЗА МОДЕРНИЗАЦИЕЙ
Может сложиться впечатление, что большинство поднадзорных управлению опасных предприятий балансирует на грани неминуемой аварии. Но здесь как раз тот случай, когда лучше сгустить краски. Не случайно Премьер-министр Ильдар Халиков назвал это совещание рабочим, «на котором обсуждаются серьезные и актуальные проблемы – вопросы обеспечения безопасности людей и всего государства». И основная суть встречи – не только указать на болевые точки, но и показать пути решения проблем.
Так, вице-премьер – министр энергетики Ильшат Фардиев рассказал участникам совещания о новом строительстве, реконструкции и техническом перевооружении в области энергетики. И в качестве позитивного примера конструктивного сотрудничества с государственными надзорными органами назвал реализацию крупномасштабного проекта – комплекса ТАНЕКО. Дело в том, что в действующих нормах и правилах не учитывались особенности ввода в эксплуатацию объекта со специфическими условиями производства продукции. В ходе проведенных совещаний с представителями Ростехнадзора удалось договориться о поэтапной сдаче комплекса в эксплуатацию. Программа была детально изучена и одобрена специалистами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Главное достижение – безопасность объекта не пострадала, сроки ввода выдержаны.
О перспективах развития нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплексов группы компаний «ТАИФ» участникам совещания доложил генеральный директор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов. Модернизация 25 установок, считай – заводов, позволила Татарстану, по его словам, увеличить производство и продажу полимеров с 500 тыс. тонн в 2000 году до более двух млн. тонн в 2011 году и перейти на производство всех марок моторного топлива по экологическому стандарту Евро 4. С 2012 года «ТАИФ» начал реализацию ключевого для республики нефтехимического проекта – подписан контракт на установку по глубокой переработке нефти на НПЗ. Ввод проектов предусматривает глобальную модернизацию электроснабжения. Задача сверхсложная, но реальная, считает Альберт Шигабутдинов.
ТРЕБОВАНИЙ НЕ СНИЖАТЬ
Подводя итоги деятельности Приволжского управления Ростехнадзора, заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Светлана Радионова поблагодарила руководство республики за поддержку, которую ведомство получило в ходе проверки предприятий нефтепереработки. Такие же проверки ждут нефтехимию и металлургию – скучать не придется. Особо отметила чиновница сотрудников управления Ростехнадзора, которые своим профессионализмом смогли «умыть» и «построить» непотопляемых руководителей, заставив их исполнять все законные требования по обеспечению безопасности на предприятиях.
– У нас нет задачи поджигать кресло под руководителем. Но мы в состоянии найти управу на тех, кто пишет планы реализации планов, да еще приходит к нам их согласовывать. Призываю особое внимание направить на усиление службы производственного контроля – средства на эту структуру тратятся немалые, но наши проверки на предприятиях выявляют серьезные нарушения. Если дело в руководителе, который игнорирует все предписания, будем ставить вопрос о его дисквалификации. Вплоть до вопроса перед Правительством о недобросовестном собственнике. Наши предписания нужны только для того, чтобы сохранить жизни людей, – заявила Светлана Радионова.
В преддверии Универсиады-2013 Ильдар Халиков высоко оценил курс Ростехнадзора на ужесточение требований к спортивным объектам:
– В конечном итоге такие массовые мероприятия оцениваются не местами в турнирной таблице и не красивым открытием или закрытием, а тем, насколько все было безопасно для участников и гостей. И сейчас репутация Татарстана очень сильно зависит от специалистов Ростехнадзора – еще не было ни одного случая смягчения их позиций, только ужесточение. В конечном итоге главное – чтобы все объекты, где будут проходить соревнования, где будут находиться гости и спортсмены, были построены с выполнением всех требований безопасности. Призываю жесткости требований не снижать.
И не экономить средства на модернизацию производства, продолжил премьер. Ну а самым эффективным средством повышения безопасности на производствах он назвал высокую квалификацию персонала, обслуживающего опасные объекты.