Состояние дорожной и транспортной инфраструктур любой страны – одна из главных характеристик ее благосостояния.
Как подчеркнул в своем выступлении на расширенной итоговой (за 2011 год) коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Президент Рустам Минниханов, транспортный комплекс во многом формирует положительный имидж республики и обеспечивает ее жизнедеятельность.
Без его нормального функционирования и постоянного развития невозможно дальнейшее полноценное развитие экономики.
Чем для дорожников и транспортников республики отмечен ушедший год? Отчет Минтранса, в принципе, уложился в несколько минут демонстрации фильма, из которого можно было сделать вывод о том, что основной упор был сделан на дорожное строительство. Так, в 2011 году объем финансирования работ на объектах дорожного хозяйства составил более восемнадцати миллиардов рублей, около трехсот миллионов потрачено на мероприятия по безопасности дорожного движения. Еще шестьдесят населенных пунктов республики связаны добротными дорогами с центральными трассами, двадцать три из них – за счет субсидий из федерального бюджета в объеме 610 млн. рублей в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)».
Пожалуй, самой большой реконструкции подверглась улично-дорожная сеть столицы – рабочее движение обеспечено на двенадцати дорожных участках протяженностью более 26 километров, начали функционировать десять подземных и три надземных пешеходных перехода вдобавок к уже существующим. Особое внимание к Казани понятно, если иметь в виду предстоящую Универсиаду. По словам мэра Казани Ильсура Метшина, до 2013 года планируется завершение строительства первой линии казанского метро. «Пересечь город на метро можно будет за 22 минуты», – заявил казанский градоначальник. Что и говорить, перспектива заманчивая, ведь город уже сегодня перегружен транспортом. И удивительного в этом мало – площадь дорог в мегаполисе для нормального его функционирования должна составлять 20 – 25 процентов от общей, в Казани же эта цифра чуть больше семи.
«Поэтому в первую очередь благодаря поддержке руководства республики и федерального центра в городе реализуется беспрецедентная программа развития улично-дорожной сети Казани на период до 2013 года с прогнозом до 2020 года», – отметил Ильсур Метшин. Она предусматривает формирование системы магистралей непрерывного движения, увеличение протяженности улично-дорожной сети Казани с 1612 до 1890 километров к 2013 году и до 2212 км к 2020 году.
С развитием автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) предполагается увеличить скорость движения транспортных потоков и улучшить экологические показатели. К 2013 году АСУДД должна заработать на 95 светофорных объектах и 16 развязках, расположенных по маршрутам Универсиады. Для организации движения трамваев с повышенными скоростными характеристиками ведется строительство и реконструкция трамвайных линий по Большому казанскому кольцу, уже готовы более 26 километров трамвайных линий. Планируется и обновление автобусного парка столицы.
Доклад министра Ленара Сафина был посвящен в основном задачам года наступившего. Тут и вправду уже не остается времени на раздумья и долгосрочное планирование, ведь в 2013 году оценивать дорожно-транспортный комплекс республики будут гости со всего мира. Так что в этом году предстоит завершение работ по строительству нового здания международного аэропорта «Казань», начало реконструкции первого терминала аэропорта. В декабре запланировано окончание реконструкции и удлинение первой искусственной взлетно-посадочной полосы. При активном сотрудничестве с ОАО «Российские железные дороги» завершается укладка железнодорожных путей, ведется модернизация станции «Казань» и строительство терминала аэроэкспресса в аэропорту. Результатом проводимых работ должно стать превращение железнодорожного узла станции «Казань-1» в высокотехнологичный многофункциональный транспортно-пересадочный узел.
По мнению Ленара Сафина, решить проблему загруженности столицы сможет… железнодорожный транспорт. Министр предлагает создать некое наземное метро по кольцевому маршруту вокруг Казани – по образцу Дубаи, Бангкока, Киева. Затраты на строительство системы наземного метрополитена существенно ниже проектов подземки.
Особая забота – состояние общественного транспорта – автомобильного и водного. Если процент износа автобусного парка республики составляет около 65 (а в некоторых муниципальных районах – до 90), то в части водного – почти сто. А ведь есть возможность вывести на линии речные суда нового поколения. На Зеленодольском судостроительном заводе разработаны новинки вполне европейского уровня. Правда, и цена их довольно высока, так что судоходным предприятиям приобретение современных речных судов, увы, «не по зубам». Пользуясь присутствием на коллегии министра транспорта РФ Игоря Левитина, его татарстанский коллега обратился с просьбой разработать госпрограмму модернизации флота предприятий внутреннего водного транспорта при условии паритетного софинансирования из федеральной и республиканской казны.
В автобусном парке республики около четырех тысяч единиц. Пока министерство разрабатывает механизм предоставления автотранспортникам мер господдержки, в том числе путем формирования оптимальных льготных лизинговых схем. Серьезной поддержкой можно считать решение о выплате в полном объеме так называемых выпадающих доходов от перевозки пассажиров-льготников по единым социальным проездным билетам.
Игорь Левитин поделился своими мыслями о проблемах отрасли.
Министр особо остановился на трагедии, которая произошла в июле прошлого года на Волге: «Это общая боль россиян. И мы должны сделать все, чтобы такое не повторилось». Он также отметил, что ужесточены меры к перевозчикам – нарушителям правил безопасности.
В этом отношении не все радужно и в республике.
В общем, нынешний год обещает быть для транспортного комплекса республики настоящей проверкой на прочность.