Десять лет назад МВД по РТ понесло тяжелые потери
В минувшую субботу перед обелиском на центральной площади Буинска прошел памятный митинг. Руководство района, представители республиканского МВД, жители Буинска – все пришедшие почтили память сотрудников милиции и простых граждан, убитых вооруженными дезертирами в этот день ровно 10 лет назад.
Тогда этот случай называли ЧП российского масштаба, а местные газеты выходили с заголовками «Такого в Татарстане еще не было». Действительно, даже за несколько лет командировок в Чечню татарстанская тогда еще милиция потеряла меньше сотрудников, чем за те сутки. Тогда были убиты девять человек, в том числе пятеро милиционеров. Трагический день с подачи журналистов сразу же окрестили «кровавым понедельником». Одни говорили о звериной жестокости дезертиров, другие признавали высочайший уровень их подготовки, третьи размышляли о причинах бессмысленной бойни. Так или иначе, на поиски преступников была брошена не только вся ульяновская и татарская милиция, но и десант-
ники из ульяновской бригады. На ключевых КПМ стояли БТРы, в небе кружили вертолеты, местным жителям рекомендовали без нужды не покидать свои дома.
Напомним: в ночь с 3 на 4 февраля двое военнослужащих – Алмаз Шагеев и Михаил Сухоруков, проходившие службу в 99-м отдельном гаубичном батальоне 31-й Ульяновской воздушно-десантной бригады, самовольно покинули расположение войсковой части, что всего в 25 километрах от Ульяновска. Ушли солдаты не с пустыми руками – прихватили с собой два автомата и 135 патронов к ним.
Позже военные следователи выяснили, что побегу предшествовала пьянка. Бежать хотели втроем, но третий потенциальный беглец напился до бесчувственного состояния и физически не смог поддержать товарищей. Согласно официальной версии Шагеев незадолго до этого получил весьма нерадостные вести из дома: будто бы его бросила девушка, к тому же родственники жаловались на соседа, который задолжал крупную сумму денег. Такова официальная версия. На нее работал и маршрут беглецов: из части они рванули не в ближайший Ульяновск, а в Казань. К тому же во время попойки проговорились, что, кроме всего прочего, намерены «пошуметь» в одном из ночных клубов.
Младший сержант Алмаз Шагеев 1981 года рождения был призван на службу Зеленодольским райвоенкоматом Татарстана и дослужился до заместителя командира взвода. Второй – рядовой Михаил Сухоруков 1982 года рождения – был призван из Пензы и командовал отделением десантников.
В 2 часа 40 минут 4 февраля на КПМ «Восток», что в 38 километрах от райцентра, «ВАЗ-21099» с ульяновскими номерами не подчинился требованию инспектора ГИБДД остановиться и резко увеличил скорость. В машине находились те самые дезертиры – за несколько минут до этого они убили двух ульяновских коммерсантов и на их авто рванули в сторону Казани.
Старший сержант Ильнур Хайруллин передал по рации о неподчинении и предупредил о начале преследования. Только в погоню он бросился не на служебном автомобиле, а вместе со своими приятелями на их «Ладе». В итоге беглецов догнали, но те сразу же открыли шквальный огонь. Сержант и еще двое штатских погибли на месте, четвертого парня, Радика Шурбина, дезертиры взяли в заложники. Однако по дороге он сумел бежать и сообщил о произошедшем в милицию. Именно его показания и стали отправной точкой в операции по задержанию преступников. Пока Шурбин добирался пешком до Буинска, дезертиры расстреляли встретившийся им по дороге экипаж вневедомственной охраны. Командир экипажа капитан милиции Рашит Шаруфутдинов погиб мгновенно. Двое его товарищей были тяжело ранены. После того как стало известно, что убийцы – десантники со снайперской подготовкой, руководивший операцией замглавы МВД по РТ Ринат Тимерзянов отдал приказ задерживать преступников только сотрудникам спецназа, остальным – лишь передавать информацию.
Еще трое милиционеров буинского ГРОВД были убиты около 22 часов на железнодорожном разъезде Лащи. Местные сообщили им, что в лесу прячутся вооруженные люди. Когда информация подтвердилась, навстречу милиционерам с поднятыми руками вышел один Шагеев. Пока стражи порядка досматривали его, сидевший в засаде Сухоруков расстрелял их. Шальной пулей ранило и Шагеева. После дезертир хладнокровно добил троих лежащих на земле – капитана Гамиля Загрутдинова, младшего лейтенанта Шамиля Абдрахманова и лейтенанта Азата Шайдуллина. Затем пристрелил и своего раненого товарища, после чего отправился в деревню Лащи.
Там похождения дезертира и закончились. Забравшись в заброшенный дом, Сухоруков завалился спать. Когда проснулся, у дома уже были слышны крики: «Выходить! Руки за голову!». Когда бойцы СОБРа ждали команды на штурм, в доме раздался одиночный выстрел. Сухоруков пытался застрелиться, но пуля прошла по касательной. Скончался он в машине «скорой помощи».
Присутствовавший на памятном митинге заместитель главы МВД по РТ Дамир Динниулов сказал: «Министерство внутренних дел Татарстана понесло тяжелую утрату. В этот день героически погибли наши боевые друзья. Отдав свою жизнь, они спасли многих других людей, которые могли погибнуть в результате дальнейшей преступной деятельности негодяев, вооруженных боевым оружием. Наши павшие товарищи были достойным примером для сотрудников органов внутренних дел республики. Они навсегда остались в наших рядах, и наш долг – помнить всех поименно, окружить вниманием и заботой их семьи».