Большую долю статистики ДТП в республике дают столица и крупные города. Оно и понятно – чем больше машин на ограниченной территории, тем выше риск аварий. Но, в свою очередь, тяжесть ДТП значительно выше как раз в районах, на трассах. Видимо, слишком велик соблазн выжать из своего «железного коня» максимум там, где нет поблизости ни светофоров, ни камер фото- и видеофиксации.
Глубинка не воспринимает столичные подходы
И самое неприятное: чуть ли не в половине районов республики в последнее время наблюдается рост числа дорожных аварий. По мнению начальника УГИБДД МВД по РТ Рифката Минниханова, это в определенной степени ставит под угрозу выполнение федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Напомним, ее цель – сокращение в 2012 году (по сравнению с 2004-м) в 1,5 раза числа погибших в дорожных авариях.
Сразу оговоримся, что нынче практически все показатели программы выдержаны. Но добиться этого удалось в основном за счет мероприятий, проводимых на общереспубликанском уровне. Что же касается муниципалитетов… Судите сами – в 21 районе Татарстана требуемые федеральной программой показатели не достигнуты. В Агрызском, Алексеевском, Высокогорском, Пестречинском, Рыбно-слободском и Спасском районах содержание программ не соответствует республиканской, объемы финансирования минимальны и не корректировались с 2007 года. По сути, эти муниципальные программы представляют собой пустые декларации о намерениях…
По мнению Рифката Минниханова, наращивание положительной динамики показателей возможно сегодня только за счет переноса центра тяжести этой работы на уровень муниципальных образований, повышения действенности районных комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения. Опыт показывает, что эти комиссии способны оказывать реальное воздействие на дорожно-транспортную ситуацию только тогда, когда ее председателем является руководитель исполкома, а заместителем – руководитель органа внутренних дел. Однако в половине районов республики это положение не реализовано. Слабо поставлена информационно-разъяснительная работа, направленная на профилактику нарушений правил дорожного движения. Руководители районных отделов ГИБДД не только не спешат работать в контакте с местными СМИ, но даже умудряются игнорировать присланную из УГИБДД информацию. А прислано было за минувший год ни много ни мало 13 тысяч таких материалов. Да и взаимодействие с общественными организациями во многих районах оставляет желать лучшего.
Многим памятны акции вроде проведенной 22 ноября прошлого года в «Баскет-холле». Она была приурочена к Всемирному дню памяти жертв ДТП и собрала более семи тысяч участников. А конкурсы водительского мастерства «Автоледи», «Автосессия»? Эти мероприятия прошли в Казани, организованы Управлением ГИБДД. Как тут не вспомнить, что тот же конкурс «Автоледи» придумали в 1998 году в Набережных Челнах, а через 13 лет он стал всероссийским? Нынче таких инициатив с мест, увы, кот наплакал.
«Несмотря на рост основных показателей ДТП, мы в Татарстане выдерживаем нужный уровень по индикаторам эффективности работы, и это обнадеживает. Значит, мы на верном пути, и деньги, выделенные на организацию безопасного движения, не потрачены зря», – отметил на недавнем совещании, посвященном итогам работы республиканской инспекции безопасности дорожного движения, министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров. – Но деятельность руководителей районных отделов, не выполнивших запланированных показателей, должна быть разобрана детально – «вплоть до увольнения».
Виноваты взрослые – гибнут дети
Ежегодно на дорогах республики гибнет более двадцати детей и подростков в возрасте до 16 лет. Около 600 несовершеннолетних пешеходов, велосипедистов и пассажиров получают травмы и ранения. Сказываются безответственность взрослых участников дорожного движения, не всегда удовлетворительная работа по пропаганде безопасности. Если в Нижнекамском и Мензелинском районах эта работа поставлена на совесть, то и результаты здесь соответствующие. В то же время в большом минусе – Высокогорский, Лаишевский, Мамадышский, Муслюмовский, Ютазинский, Бавлинский отделы ГИБДД.
А взять так называемые школьные перевозки. Сейчас ежедневно в школу и обратно по 710 специализированным маршрутам татарстанских ребятишек доставляют 609 автобусов. За прошлый год директора школ получили 53 предписания по фактам нарушений транспортного законодательства только от автодорнадзора, не считая протоколов ГИБДД. За неисполнение их восемь должностных лиц привлечены к административной ответственности, в отношении девяти школ материалы переданы в прокуратуру. До сих пор в Чистопольском районе, например, пять школьных маршрутов не соответствуют требованиям, однако исполком посчитал возможным их эксплуатацию. Пока, как говорится, бог хранит, но это же бомба замедленного действия – когда и где рванет, неизвестно.
«Стиральная доска» под колесами
Пятая часть ДТП, произошедших в прошлом году, имеет в своем составе и так называемый дорожный фактор, или, говоря языком протокола, нарушение эксплуатационного состояния дорог. По словам заместителя руководителя следственного управления СК РФ по РТ Айрата Ахметова, сейчас ведомство проводит техническое исследование в рамках проверки материалов дела об аварии. Автомобиль, попав колесом в яму на дороге, вылетел на полосу встречного движения. В результате произошло столкновение, двое погибших. Если эта версия подтвердится, будет возбуждено уголовное дело по факту халатности руководителя дорожной службы или организации, отвечающей за содержание данного участка дороги.
В прошедшем году за нарушения правил содержания и ремонта дорог было составлено 1592 административных материала в отношении должностных лиц, но вот к ответственности привлечено всего шестнадцать юридических лиц. Похожая ситуация складывается и при надзоре за перевозками крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Здесь наказанию подверглись шесть юридических лиц. Стоит ли удивляться, что дороги лучше не становятся?
Ох уж этот общественный транспорт!
Остается напряженной ситуация с обеспечением безопасности пассажирских перевозок. Нынче число погибших по вине водителей автобусов увеличилось на шесть человек.
Большой резонанс имело ДТП на автодороге М-7, в котором погибли пять человек. Конечно, велика вина водителя, он взялся перевозить людей в автобусе, не приспособленном для междугородных рейсов. Однако нельзя снять вину и с сотрудников ГИБДД – автобус благополучно миновал не один пост ДПС, а ведь нарушения, в том числе очевидные, могли выявить на любом из них. Может, в данном случае сработала «корпоративная толерантность», ведь вез злосчастный автобус судебных приставов, которые со службой ГИБДД работают в плотной связке? Если все именно так, то мы имеем редкий пример, когда «взаимовыручка» – во вред…
Кстати, вопрос наказуемости хороших знакомых или высоких районных чиновников тоже актуален. Совсем не случайно МВД по РТ создало специальное строевое подразделение, сотрудники которого будут работать на местах, но подчиняться Управлению ГИБДД. А нет подчинения районному начальнику полиции – нет опасения получить наказание за рвение на службе. Просто и понятно. Вот такие «глаза и уши» ГИБДД будут теперь работать в районах.
По итогам 2011 года проведены 1432 плановые проверки, более тысячи должностных лиц привлечено к административной ответственности. Но тут своя закавыка – санкции настолько незначительны, что руководителям автопредприятий дешевле регулярно платить штрафы, чем устранять недостатки. В этом случае сдвинуть проблему с «мертвой точки» можно только с помощью прокуратуры, но пока эта практика широкого применения не получила.
При некотором снижении «автобусной» аварийности в Казани отмечен рост таких аварий в Набережных Челнах. По мнению начальника Управления государственного автодорожного надзора по РТ Бориса Смирнова, только постоянным контролем действий водителя и соблюдения лицензионных требований можно удержать ситуацию в должных рамках.
Всевидящее око ГИБДД
В прошлом году почти три четверти нарушений правил дорожного движения выявлены средствами видеофиксации. «Техническая» борьба с нарушениями стала особенно актуальной на фоне реорганизации МВД и сокращения численности личного состава, в том числе стражей дорог. Действенность системы фото- и видеофиксации подтверждает опыт Казани, где сегодня сконцентрирована основная часть этой техники. Если в 2004 году в Казани в ДТП погибло 168 участников дорожного движения, то в 2011 году – 100 человек, и это учитывая прирост количества транспортных средств.
Напомним, что сегодня на дорогах республики работают 568 датчиков фото- и видеофиксации, с момента установки первых приборов в 2008 году к началу этого года в автоматическом режиме выявлено более 6,2 миллиона нарушений правил дорожного движения.
Правда, техника действенна лишь в том случае, если она правильно и в нужном месте установлена, а анализ работы приборов проводится своевременно и на совесть. Иначе, как, например, в подразделениях ГИБДД Бугульминского, Кукморского и Чистопольского районов, толку от нее будет меньше, чем хотелось бы. И все же, уверен Рифкат Минниханов, будущее именно за развитием фото- и видеофиксации нарушений. Уже в этом году такие приборы будут установлены в Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске, начнется работа по внедрению системы фиксации нарушений скоростного режима движения автомобиля «межрубежным способом». Возможность определять среднюю скорость движения автомобиля на определенном участке дороги позволит «вывести на чистую воду» обладателей антирадаров. Даже притормозив непосредственно перед видеокамерой, им не удастся существенно снизить среднюю скорость.
С ростом числа нарушений, зафиксированных при помощи техники, увеличивается и число таких дел в судах. Известно же, что вердикт о привлечении гражданина к ответственности выносит суд. Тут тоже немало своих тонкостей. Сразу отметим, что отменяется постановление лишь в одном проценте случаев от общего числа, то есть качество документов, представляемых сотрудниками ГИБДД в суд, достаточно высоко.
Но, по словам заместителя председателя Верховного суда РТ Марата Хайруллина, граждане часто берутся доказывать, что в момент зафиксированного нарушения за рулем его автомобиля находился другой человек. И если это удается доказать, суд вынужден отменить постановление. А времени на поиск и наказание действительного виновника уже нет, так что «наказанным» вместо нарушителя становится государство – оно же несет в этом случае все судебные издержки.
Думаете, такие случаи редки? Вовсе нет. Есть уже даже «серийные дела» по полусотне эпизодов. В одном из них на машине владельца авто – прикованного к постели пенсионера – катается его многочисленная родня, а в другом – индивидуальный предприниматель сдает свое авто в аренду, так что с установлением личности водителя-нарушителя возникают проблемы. И все-таки это скорее вопрос оперативности работы ГИБДД: в конце концов, владелец авто знает, кому он доверил свою машину.
Что же касается средств видеофиксации, то, как считает заместитель Премьер-министра, руководитель аппарата Кабинета Министров РТ, председатель правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Шамиль Гафаров, их нужно внедрять повсеместно и на территории муниципальных образований.
Техника может выручить Татарстан и в плане… загруженности городских дорог. Дело в том, что, пользуясь электронными услугами через домашний компьютер или инфомат (а спектр их широк – от записи на техосмотр через портал uslugi.tatarstan.ru до уплаты штрафов), автовладелец не выезжает в город и тем самым разгружает дороги. По подсчетам ГИБДД, если каждый второй водитель будет пользоваться электронными услугами, то в час дороги, допустим, Казани освободятся от 700 машин. Согласитесь, совсем неплохо. В прошедшем году было более 58 тысяч фактов оказания услуг в электронном виде, нынче их наверняка будет больше.
Но все эти удобства – снова для городских жителей, тогда как не только сельчане, но даже и проживающие в районах сотрудники ГИБДД отстают по части навыков пользования электронными услугами. Хотя при нынешних темпах развития этой сферы жителям глубинки тоже не грех учиться новому и прогрессивному.
Что же касается организации безопасности дорожного движения в районах, то без помощи центра сельчанам не обойтись.