Проблему пробок в Казани можно решить, пересадив горожан в общественный транспорт, считает Главный госинспектор безопасности дорожного движения Рифкат Минниханов
В преддверии Нового года состоялась традиционная прямая телефонная связь Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Республике Татарстан Рифката Минниханова с читателями нашей газеты. Стоит отметить, что татарстанцы не упустили свой шанс: вопросов было очень много. Что неудивительно – ситуацию на дорогах республики, как, впрочем, и всей России, безоблачной не назовешь.
Да иначе и быть не может, ведь каждый год прибавляет к уже существующему в Татарстане транспорту десятки тысяч автомобилей. Сегодня республиканский «автотабун» достиг без малого миллиона единиц! Стоит ли удивляться, что «пробки» стали досадным, но привычным атрибутом повседневной жизни автомобилистов.
Что несет новый год татарстанским водителям и пешеходам? Ждать ли улучшений дорожной ситуации в республике, особенно в ее столице? Ознаменуется ли год Дракона соответствующими мерами по отношению к нарушителям правил дорожного движения?
Первым по номеру «прямой связи» дозвонился Ильнар из Набережных Челнов.
– Я слышал, что с января будущего года будут официально разрешены ксеноновые осветительные приборы. Это правда?
– Фары с газоразрядными источниками света, кратко именуемые в среде автомобилистов «ксенон», если они являются декларированным производителем элементом конструкции автомобиля, никогда и не запрещались, – поясняет Рифкат Нургалиевич. – А вот не предусмотренная конструкцией автомобиля установка газоразрядных ламп в автосервисах по-прежнему запрещена.
Просто с 1 января будущего года при прохождении государственного технического осмотра будет проводиться стандартная диагностика световых приборов – по параметрам светового пучка. Если все они окажутся в пределах требований, талон о прохождении техосмотра получите – вашу прихоть на установку «ксенона», то есть на внесение изменений в конструкцию автомобиля, никто не ограничивает. Но ездить на нем вы, разумеется, не сможете – первый же инспектор, заметив нестандартные световые приборы, поставит ваше авто на спецстоянку. За переоборудование световых приборов, запрещенное правилами дорожного движения, вам придется выложить штраф в размере 2,5 тысячи рублей, а за управление автомобилем с нештатными световыми приборами – расстаться с водительским удостоверением на полгода.
– Понял…
Озадаченный татарстанец вешает трубку. Телефон тут же вновь звонит.
– Где и как теперь мы будем проходить обязательный техосмотр? – интересуется Азат Галиуллин из Казани.
– Столько информации на этот счет, что я совершенно запутался.
– Пока в республике только одна организация проводит ТО согласно новым правилам на законных основаниях, – говорит главный инспектор. – Это ОАО «Таттехконтроль» и его филиалы. В Казани станция ТО находится на улице Тэцевской, там же, где раньше располагалась станция государственного технического осмотра ГИБДД. Напомню, что новые машины в течение трех лет со дня выпуска ТО не проходят.
– Слышал, что талонов ТО не хватает, могут быть проблемы…
– В некоторых российских регионах такой вопрос действительно есть. В Татарстане же бланков ТО заказано необходимое количество, так что не волнуйтесь – всем хватит.
Пользуясь случаем, читатель старается получить как можно больше информации.
– В этом году вроде бы продлен «мораторий на техосмотр», получается, за отсутствие талона штрафовать не будут?
– За отсутствие талона – нет. По правилам нельзя будет получить полис ОСАГО без прохождения техосмотра. А вот наличие полиса инспекторы проверяют строго…
Сергей Кобянин из Казани – представитель многочисленной армии пешеходов. А потому его особенно волнует состояние пешеходных переходов в городе.
– В Казани много пешеходных переходов, где «зебра» только нарисована на асфальте, но не подкреплена знаками, – сетует он. – Краска быстро стирается, а зимой разметку не видно под слоем снега. Получается, что пешеход знает о наличии здесь пешеходного перехода и идет по нему, а водитель едет в полной уверенности, что здесь нет никакой «зебры». Так и до беды недалеко…
– Назовите мне переход, где нет знаков, – требует Рифкат Минниханов. – Мы строго следим за тем, чтобы пешеходные переходы были оборудованы по всем правилам.
– Улица Шмидта на пересечении с улицей Вишневского неподалеку от гостиницы «Булгар», затем улица Карбышева напротив дома № 48.
– Проверим, спасибо. А вам хочу сказать: не нужно ждать «прямой связи» с Миннихановым, обнаружили непорядок – сообщайте в ГИБДД, можно по телефону дежурной части
533-38-88. Бывает, что знак просто поврежден или вообще сбит, а к нам информация об этом еще не поступила.
Вопрос Дмитрия из Набережных Челнов тоже касается техосмотра.
– Имеют ли инспекторы право штрафовать меня на дороге за отсутствие талона о прохождении ТО?
– Административная ответственность за отсутствие талона ТО остается пока только для тех технических средств, в отношении которых правилами предусмотрено прохождение обязательного осмотра каждые полгода – это легковые такси, автобусы, грузовой автотранспорт, предназначенный и оборудованный для перевозки пассажиров, автомобили еще нескольких категорий. Так что ездить без талона ТО на частном легковом автомобиле, например, можно, но напомню: у ГИБДД есть право проверить техническое состояние вашей машины на дороге. При наличии талона ТО инспектор, скорее всего, делать этого не будет – разве что налицо будут какие-то явные неисправности, а вот если талона нет, то у сотрудника ГИБДД возникнет законное желание проверить машину.
Обычно проверка технического состояния неподготовленного авто заканчивается выявлением определенного числа неполадок и влечет за собой санкции вплоть до запрещения эксплуатации. Так что рекомендую пройти ТО за день-два до получения полиса ОСАГО, чтобы в дальнейшем эти процедуры проходить единовременно.
Воспользовавшись коротким перерывом между звонками, уточняем:
– Каким образом инспектор на дороге может проверить техническое состояние авто? Разве что «на глазок»…
– Кроме органолептического метода, существуют методы инструментальные, – поясняет Рифкат Минниханов. – На всех контрольных постах полиции на въезде в Казань и другие города республики будут установлены специальные передвижные станции, оборудованные всем необходимым.
– А где сотрудников наберете? Известно же, что без малого на двести человек сократили штат республиканских стражей дорог.
– Семьдесят два человека у нас освобождаются – это те, кто до нового года еще работают на станции технического осмотра. Их и обучать не нужно – готовые специалисты. Так что управу на автовладельцев, которые ездят на неисправных автомобилях, найдем.
Что же касается уменьшения численности нашего состава… Думаю, ситуацию можно в определенной мере компенсировать увеличением количества приборов фото– видеофиксации.
…Очередной звонок.
Сария Ганеева из Казани жалуется, что добираться до работы общественным транспортом очень долго:
– Полосы на дороге, что выделены под движение общественного транспорта – ну, те, на которых большая буква «А», – не выручают. И хорошо еще, если перед автобусом какая-нибудь легковушка едет – она хотя бы движется. А вот припаркованные у обочин дороги автомобили все движение перекрывают…
– Согласен, проблемы здесь есть. Работает система фо-товидеофиксации нарушений правил остановки и стоянки «Паркон» – «письма счастья» нарушители получают в огромном количестве, эвакуаторы работают постоянно, но нарушений все равно много. Думаю, образумят безответственных водителей новые штрафы – с 1 июня наступающего года штраф за подобные нарушения составит полторы тысячи рублей.
А вообще, решить проблему перегруженности казанских улиц автомобилями можно, пересадив подавляющее большинство автомобилистов на общественный транспорт. По статистике, восемьдесят процентов легковушек в час пик везут только одного пассажира. А уж тем, кто ездит только с работы на работу, чьи обязанности не связаны с постоянными разъездами, вообще сам бог велел на общественном транспорте передвигаться. Или безропотно сидеть в пробке – альтернатива, согласитесь, малоприятная.
Казань – город старый, в центре улицы узкие, их пропускная способность невысокая. Да плюс строительство, развернувшееся в мегаполисе. Двенадцать развязок одновременно строим. Всего же в городе сейчас восемьдесят восемь мест, где движение затруднено, – это не шутка! А прежде чем начать строительство, нужно провести огромную подготовительную работу – только коммуникации на некоторых развязках выносили около года. Но даже по завершении строительства улицы не станут безразмерными – сокращать число автомобилей в городе можно и нужно.
Будто подслушав этот разговор, автор следующего обращения сетует, что… не может попасть домой.
– На днях утром меня задержали на КПП и разрешили въехать на моем «КамАЗе» с прицепом в город только к обеду. Я слышал, конечно, что введено ограничение на въезд в Казань длинномеров. Но я же казанский, и машина моя в городе на предприятии стоит. Что ж меня теперь, домой не пускать? – жалуется Ильдус Гарипов.
– Постановление исполнительного комитета Казани об ограничении движения большегрузного автотранспорта в зимний период 2011 – 2012 года в определенные часы суток и по определенным улицам касается всех, независимо от прописки, – объясняет Рифкат Минниханов. – Полностью запретить движение большегрузов по улицам столицы пока невозможно, а вот ограничить – необходимо. Вы же казанец, знаете, что в утренние и вечерние часы пик движение в городе крайне затруднено. Понятно, что огромные фуры только усугубляют ситуацию, поэтому было решено разрешать им въезд с 22.00 до 6.00. Так что рассчитывайте время въезда в Казань так, чтобы не простаивать на контрольном посту полиции.
– Понял, спасибо.
У казанца Игоря свой вопрос к Главному инспектору.
– Я живу в Кировском районе, – говорит он. – И вот на днях на перекрестке меня остановил инспектор и заявил, что я нарушил правила. Сделать я этого не мог хотя бы по той простой причине, что езжу здесь каждый день и знаю, что здесь дежурит пост ДПС. В общем, я попросил его продемонстрировать видеозапись моего нарушения. Таковой у него не оказалось, но отпустил он меня с большой неохотой. Рифкат Нургалиевич, может, стоит обеспечить всех инспекторов дорожной патрульной службы видеокамерами, чтобы не возникало подобных конфликтов?
– Раз уж инспектор остановил вас за нарушение, он обязан был выписать постановление-квитанцию, если вы согласны с нарушением, и протокол с приглашением в районное подразделение в случае несогласия. Просто отпускать вас он не имел права, – неожиданно резко реагирует Рифкат Минниханов. – Если инспектор нарушения «придумывает», то у нас он работать не будет. Что же касается видеокамер – они есть у каждого инспектора, находящегося при исполнении обязанностей. Хоть этого и не требуют никакие нормативные документы, мы решили приобрести подобную технику, чтобы, как вы верно отметили, меньше было споров с нарушителями. Во многих патрульных машинах уже установлены видео-
регистраторы в режиме непрерывной записи. Так что пытаться оспорить действия инспектора, если вы уверены в своей правоте, имеет смысл. Могу порекомендовать приобрести видеорегистратор и поставить у себя в машине – простой и недорогой прибор поможет бесконфликтно разрешать многие спорные ситуации на дороге.
– Еще вопрос можно? На днях пришла SMS из страховой компании, в которой мне рекомендуют срочно, до Нового года, пройти техосмотр. Мол, потом будут сложности. Это правда?
– Не думаю. В Казани техосмотр по-прежнему будет проводиться на улице Тэцевской. Рекомендую открыто по той простой причине, что они на сегодняшний день единственные в республике, выигравшие тендер на проведение технического осмотра. Видимо, у вас подходит срок получения очередной страховки ОСАГО, а перед ее получением по закону вы должны пройти ТО.
– Да, у меня в январе выходит срок действия полиса. Спасибо.
Дозвонившаяся последней Фарида Хасанова делится с инспектором своей победой:
– Долгое время у нас на Гвардейской, прямо перед выездом со двора, постоянно ночевал огромный грузовик. Несколько аварий произошло из-за него – он обзор загораживал выезжающим со двора машинам. Снегоуборочной технике работать невозможно. Мы позвонили в ГИБДД, грузовику на колесо блокиратор поставили. Водитель на следующий день машину убрал и больше не ставит. А вот неподалеку старый автобус заблокировали, так к нему уже неделю никто не подходит. С такими бороться как-то будут?
– При помощи спецтехники убрать с дороги можно любое транспортное средство. Администрация Казани заключила договор с организациями, которые имеют такие тягачи, и с владельцами нескольких стоянок. В ближайшие дни грузовики-нарушители будут эвакуировать. Только делаем это не мы, наша функция в подобном случае – оформить факт нарушения, а механики уполномоченных организаций установят блокиратор, а затем и переместят мешающее движению транспортное средство на спецстоянку.
Час «прямой связи» пролетел, как пять минут. Но увы, разместить все вопросы и ответы, прозвучавшие в тот день, на газетной полосе невозможно. Мы выбрали те, что интересуют наиболее широкий круг читателей. И – до новой «прямой связи»!