Опыт борьбы с дезоморфиновой наркоманией стал ключевым вопросом во время недавней видеоконференции между Белгородом, Липецком, Калугой, Казанью и Москвой.
Татарстан представлял Президент Рустам Минниханов. Глава Государственного антинаркотического комитета директор ФСКН России Виктор Иванов вышел на связь с участниками видеомоста из Казани, где находился с рабочим визитом.
Тема телемоста звучала так: «Передовые регионы, свободные от дезоморфина. Уникальный опыт четырех субъектов Российской Федерации». В вышеназванных первых четырех регионах законодательно введен запрет на безрецептурный отпуск медицинских препаратов, содержащих вещество кодеин. Дело в том, что именно его используют наркоманы для приготовления опасного наркотика дезоморфина. Главы регионов доказывали необходимость введения повсеместного подобного запрета.
По данным управления ФСКН России, в стране практически не осталось мест, где бы дезоморфин не нашел своего потребителя. С начала года правоохранительными органами его изъято 74 килограмма – по сравнению с тем же периодом прошлого года объем этого наркотика увеличился вдвое. А число дезоморфиновых наркоманов в России за последние два года возросло в 25 раз. Дезоморфин легко приготовить в кустарных условиях, в его состав, в числе прочего, входят и кодеинсодержащие лекарственные препараты. Причем стоимость дезоморфина в 10 раз ниже стоимости того же героина, а токсичность, напротив, превышает воздействие многих распространенных наркотиков. Дезоморфиновые наркоманы в среднем живут в пять раз меньше, чем зависимые от героина. В связи с этим в ряде регионов – Липецкой, Калужской и Белгородской областях – некоторое время назад местные власти запретили свободную продажу подобных препаратов. В Татарстане аналогичные законодательные акты Президент РТ подписал 3 ноября. Еще 23 региона готовят соответствующие документы.
По данным Российского института демографии, за последние два года от употребления дезоморфина скончались минимум 5-7 тысяч человек. В отдельных регионах страны до 90 процентов впервые выявленных наркоманов – это употребляющие дезоморфин.
По словам Виктора Иванова, проблема дезоморфиновой наркомании стала носить в России эпидемический характер. «В стране число потребителей дезоморфина приближается к четверти миллиона человек», – констатировал он. По данным ФСКН России, объемы изъятия дезоморфина за последние пять лет выросли почти в 40 раз. Если в 2006 году изымалось около двух килограммов, то в этом году – почти центнер.
Как сообщил Президент Рустам Минниханов, в последние годы в Татарстане темпы роста числа больных с диагнозом «наркомания» стабилизировались на уровне 1-2 процентов. «Несмотря на то, что позитивные процессы стали преобладать, проблема наркомании требует постоянного внимания и своевременного реагирования на вновь появляющиеся вызовы. «В последнее время получили распространение синтетические наркотики. С 2010 года отмечается рост правонарушений, связанных с незаконным оборотом дезоморфина, основная причина этого – в безрецептурном отпуске кодеинсодержащих лекарственных препаратов», – заметил Рустам Минниханов. По его словам, из выявленных в этом году наркопотребителей треть употребляли дезоморфин. В числе прочего Президент обосновал запрет на свободную продажу кодеинсодержащих препаратов тем, что в аптечных сетях доступны 25 видов лекарств, не содержащих кодеин, но аналогичных тем, что используют наркозависимые.
Как сообщил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, рецептурный отпуск кодеинсодержащих препаратов ограничил доступ к ним наркозависимых лиц, как следствие, объемы продаж таких препаратов сократились в несколько раз. По словам главы Липецкой области Олега Королева, реализация мер по ограничению продаж определенных лекарственных препаратов сократила спрос на них в некоторых случаях в 28 раз.
Правда, по словам Виктора Иванова, подобные точечные меры привели к тому, что наркозависимые жители той же Липецкой области ездят в соседние регионы за необходимыми для приготовления дезоморфина препаратами. Поэтому, подводя итоги видеоконференции, директор ФСКН России подчеркнул: «Эту эпидемию надо останавливать. Должно быть соответствующее решение Правительства».