Памятники архитектуры исключили из охранного реестра без серьезных на то оснований
Прокурор Татарстана пообещал за каждым столичным зданием, представляющим историческую ценность, закрепить сотрудника. Помимо этого Кафиль Амиров дал поручение полиции поднять все уголовные дела по снесенным памятникам: кем и почему они были приостановлены.
Об этом решении глава республиканской прокуратуры заявил на межведомственном совещании, посвященном сохранению объектов культурного наследия. Поводом для его проведения стала пешеходная экскурсия Президента Рустама Минниханова по центру Казани. Напомним, посмотреть на плачевное состояние этой части столицы главу республики пригласила активист всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Олеся Балтусова. Президент был настолько поражен увиденным, что поручил Минстрою и правоохранительным органам «навести элементарный порядок» в старом центре города.
По словам главного докладчика – прокурора Казани Илдуса Нафикова, в настоящее время государственная охрана распространяется на 552 памятника архитектуры, 488 из них находятся в ведении республиканских и федеральных органов. Остальные 64 объекта – памятники муниципального значения, за их сохранностью следит исполком. При этом в удовлетворительном состоянии находится меньше трети этих зданий. Как особо отметил прокурор столицы, более 40 сооружений фактически исключены из реестра объектов культурного наследия и лишены предусмотренной законом защиты согласно постановлению исполкома Казани (№384 от 24 августа 2009 года).
По словам Илдуса Нафикова, законность упомянутого документа необходимо проверить. Как заметил прокурор республики Кафиль Амиров, ни по одному из этих объектов не было историко-культурной экспертизы об обоснованности исключения из реестра.
Представителей двух профильных министерств, которым бы стоило начать разговор о памятниках архитектуры первыми, – культуры, а также строительства, архитектуры и ЖКХ на совещании не было. Как выяснилось, последние, например, не получили приглашение. Из-за их отсутствия всю прокурорскую критику приняли на себя главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и начальник отдела охраны памятников архитектуры и культурного наследия по Казани Ольга Авксентьева. Кафиль Амиров посетовал, что столичные архитекторы не болеют душой за свой город. Прокурор поинтересовался: сколько раз они сообщали в правоохранительные органы о разрушении исторических зданий? По словам Ольги Авксентьевой, за год было направлено два обращения в связи с утратой памятников архитектуры. По мнению Кафиля Амирова, обращаться нужно было до, а не после утраты.
Помимо разговоров о сохранении памятников архитектуры в общем, на совещании прозвучало немало конкретики. Так, Кафиль Амиров назвал «грубейшей ошибкой» решение о сносе гостиницы «Булгар», а ТЦ «Кольцо» – «шедевром безвкусия», построенным в самом центре Казани на месте старых зданий. В том же ключе говорили о многострадальной гостинице «Казань», о разработанной еще десять лет назад концепции реставрации Старотатарской слободы, о поджогах, якобы бродягами, старых зданий в центральной части столицы.
В итоге было решено создать рабочую группу при прокуроре из специалистов Росохранкультуры, Минкульта РТ, отдела охраны памятников Управления архитектуры и градостроительства столичного исполкома. Они займутся тем, что, в принципе, должно было быть сделано еще давно: составят единый государственный реестр объектов культурного наследия и подготовят документацию на каждый из них. Чтобы, как говорится, было с кого спрашивать.
Здания нерадивых собственников прокурору Казани поручено через суд передавать в государственную или муниципальную собственность. Кроме того, столичной полиции предстоит создать специализированную следственную группу, которая проверит все уголовные дела по разрушенным памятникам архитектуры. Большинство из них к сегодняшнему дню приостановлено. Участковым дано поручение усилить надзор за появлением в центре Казани свалок строительного мусора и незаконное подключение заброшенных зданий к электросетям и другим коммуникациям. Кафиль Амиров пообещал за каждым объектом культурного наследия закрепить сотрудника прокуратуры, что посоветовал сделать и другим ведомствам.