Приставы-исполнители подумывают об изъятии водительских удостоверений у неплательщиков
Судебные приставы хотят максимально усложнить жизнь должникам. Поиском и их самих, и их припрятанного имущества могут начать заниматься частные детективы и коллекторские фирмы. Пристав-исполнитель получит доступ ко всем счетам должника, включая баланс сотового телефона, а особо непонятливых неплательщиков могут даже лишить водительских прав.
Лишь такие жесткие меры, по словам директора Федеральной службы судебных приставов России (ФССП) Артура Парфенчикова, помогут пополнять госбюджет более эффективно. Об этом он заявил вчера в Казани на открытии международной научно-практической конференции «Эффективность принудительного исполнения судебных решений и актов других органов». Столь масштабный форум проходит в России второй год подряд. Первая аналогичная конференция состоялась в июле прошлого года в Санкт-Петербурге, в ней приняли участие 17 служб принудительного исполнения. В эти дни Казанский (Приволжский) федеральный университет (именно на его базе проходит конференция) принимает гостей из ряда российских регионов и более чем десятка стран, включая Германию, Нидерланды, Бельгию, Чехию, Азербайджан, Армению, Молдову. Конференция продлится три дня, после чего ее участники станут гостями праздника Сабантуй в Пестречинском районе.
Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин приветствовал гостей от имени руководства республики. «Мы рады, что именно наша республика принимает делегатов столь представительного форума, – сказал он. – Правосудие считается совершенным лишь тогда, когда выполнено решение суда».
Прошлогодняя встреча показала, что даже таким мировым лидерам финансового благополучия, как Швеция или Финляндия, есть чему по-учиться у других. Но и российские приставы, по словам Артура Парфенчикова, выносят для себя много полезного из зарубежных командировок. В частности, главе ФССП понравился метод борьбы с должниками в Израиле, где за определенную сумму задолженности временно запрещают управлять автомобилем. Идея эта главного судебного пристава настолько заинтересовала, что он обещал подумать над внедрением чего-то подобного и у нас. Вот только каждое зарубежное новшество должно быть адаптировано к российским реалиям. К примеру, коллекторские агентства (частные взыскатели долгов), о наделении которых более широкими полномочиями все чаще говорится в последнее время, активно работают во Франции. Однако самыми эффективными системами принудительного исполнения считаются шведская, финская и израильская. Хотя там сбором долгов занимается всегда государство. «Каждая страна принимает для себя что-то подходящее с учетом в первую очередь менталитета», – констатировал Артур Парфенчиков. К тому же, если дать волю коллекторам, ситуация может обернуться плачевно, в первую очередь для истцов. К примеру, человек имеет долги по алиментам, штрафам ГИБДД и налогам, причем всем этим занимаются разные агентства. Получается, кто из коллекторов пришел первым, тот и «сорвал куш», а на погашение долга, допустим, по алиментам у человека уже не остается средств.
Одними из тех, кто усложняет работу судебным приставам-исполнителям, Фарид Мухаметшин назвал своих же коллег-законодателей. По его словам, именно они должны были озаботиться минимальной суммой, подлежащей обязательному взысканию. «Есть случаи, когда человек просто забыл оплатить штраф в ГИБДД 300 рублей, но его взыскание ложится на плечи судебных приставов», – резюмировал глава Госсовета.
Вообще, тема дорожных штрафов вызвала больше всего вопросов у журналистов, которым была предоставлена возможность задать их участникам форума. К примеру, одна из представительниц СМИ рассказала, что стала заложницей нелепой ситуации: ей перекрыли выезд из страны за штраф в те самые 300 рублей, который она оплатила год назад. Только почему-то до службы судебных приставов информация не дошла.
Главный судебный пристав России согласился, что любые законные методы фиксации нарушений ПДД напрямую связаны с безопасностью, а потому воспринимать их необходимо положительно. Вот только наряду с подобными электронными системами фиксации нарушений необходимо пропорционально развивать и сервис по оплате штрафов. «Сначала нужно дать человеку возможность оплатить штраф, а только потом направлять материал судебным приставам, – заявил Артур Парфенчиков. – Нужно создать такой сервис, чтобы водитель, приехав, например, на заправку, мог узнать о своих долгах, оплатить их и получить фискальный документ». По словам главы
ФССП, около 30 процентов должников говорят «спасибо» лишь только за то, что им напомнили о долге, и тут же его оплачивают. Подобные напоминания теперь будут приходить каждому должнику, заинтересовавшему судебных приставов. Договоренность об этом с сотовыми операторами уже заключена.