Что «светит» человеку, добровольно пришедшему в отделение полиции с пистолетом или винтовкой наперевес? Не меньше трех тысяч рублей. Таковы расценки татарстанского МВД за нарезное огнестрельное оружие, сданное жителями республики.
В Татарстане вчера было объявлено о начале акции «Прощай, оружие!». По словам начальника отдела организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью МВД по РТ Ильдуса Халилова, подобные акции в республике проходят ежегодно и, в принципе, полиция принимает сдаваемое населением оружие круглогодично и круглосуточно. Тем не менее напомнить лишний раз о том, как извлечь выгоду из уголовно наказуемого деяния (незаконное хранение огнестрельного оружия или боеприпасов), татарстанцам не помешает.
Суть инициативы проста: человек добровольно приносит в ближайший отдел полиции хранящееся у него незарегистрированное огнестрельное оружие. За это его освобождают от уголовной ответственности и платят по прейскуранту. За нарезное, как уже было сказано, 3 тысячи рублей, за тротиловую шашку – около 2 тысяч, обрезы и самопалы заплатят 1000 рублей, а за газовые «стволы» и неучтенную «травматику» дадут 500 рублей. Хотя цены эти фиксированные, но, как говорит Ильдус Халилов, полицейские всегда подходят творчески к нестандартным «предложениям». «Например, если кто-то захочет в Алькеевском районе сдать пистолет, мы ему можем и пять тысяч за него дать, потому что для этого района пистолет – нонсенс», – поясняет главный «разрешитель» татарстанского МВД.
Впервые о том, чтобы поощрять тех, кто добровольно выдает оружие, заговорили в смутные 90-е, когда в республике в год фиксировалось около 300 убийств с применением огнестрельного оружия. В 1995 году татарстанский Кабмин принял постановление №545 «О мерах по предупреждению незаконного оборота оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ на территории Республики Татарстан». Ежегодно на эти цели Правительством выделялось по 1,5 млн. рублей. В этом году на скупку у населения «стволов» выделено почти 2 млн. рублей.
За почти пять с половиной лет действия этого постановления татарстанцы сдали столько всего, что хватило бы на оснащение воинского подразделения: 23 гранатомета, 3 пулемета, 3 противотанковых ружья, 48 автоматов, 529 винтовок и карабинов, 580 боевых гранат, 142 единицы снарядов и мин, 18267 охотничьих ружей и почти 200 тысяч патронов.
Поначалу, как говорит Ильдус Халилов, они принимали буквально все, что им принесут, даже самодельные ножи. Дошло до того, что один слесарь так увлекся идеей заработать на легальной сдаче оружия, что один за другим в гараже штамповал самодельные пистолеты и обменивал их в райотделе на деньги.
Впрочем, иногда татарстанцы приносили и такое, от чего приходили в восторг даже эксперты-криминалисты. Например, женщина сдала пару прекрасно сохранившихся дуэльных пистолетов XVIII века, а сельский житель в картофельном мешке на своем мотоцикле привез на Черное озеро три немецких пулемета времен Великой Отечественной. А пару месяцев назад пенсионерка из Набережных Челнов сдала артиллерийский бронебойно-трассирующий снаряд.
По словам полицейских, все обстоятельства получения гражданами сдаваемого оружия записываются с их слов. Так что если человек скажет «нашел», допросу с пристрастием его никто подвергать не будет. Хотя, само собой, каждый «ствол» проходит проверку на причастность к совершению преступлений.