Что казанцы думают о главной милицейской реформе последних десятилетий?
Как проходит перевоплощение столичных милиционеров в полицейских? Освоились ли новоиспеченные «шерифы» на новых должностях? Эти и другие вопросы мы адресовали заместителю начальника УВД по Казани, начальнику штаба столичного управления внутренних дел Юрию Николаеву (на снимке).
– Закон «О полиции» действует больше месяца. Произошли ли за это время какие-то изменения в работе столичных органов правопорядка?
– Надо понимать, что реформа МВД – мероприятие масштабное, и, на мой взгляд, пока еще рано говорить о каких-то кардинальных преобразованиях. Уверен, их мы ощутим после того, как сотрудники начнут получать зарплату, предусмотренную этой реформой. Причем это не только мое мнение, такой же точки зрения придерживаются многие сотрудники. Для меня же, как руководителя, дело не в объеме зарплаты, а в том эффекте, который последует за ее увеличением. А именно – в возможности отбирать на службу высококлассных профессионалов.
– А сегодня у вас разве служат непрофессионалы?
– Любой молодой человек, тем более специалист с высшим образованием, отслуживший в Вооруженных силах, выбирает в первую очередь не ту работу, которая нравится, а ту, которая позволит ему прокормить семью. Сегодня зарплата у сотрудника патрульно-постовой службы или оператора «02» – около десяти тысяч рублей в месяц. Когда служба того же сотрудника будет оцениваться в несколько раз больше, то он и относиться к ней станет совершенно по-другому. Во-первых, специалисты сами будут стремиться попасть к нам, а если пройдут конкурс, то будут держаться за это место всеми силами. И так же сильно они будут бояться работу потерять. Естественно, это потянет за собой еще большее ужесточение и требований, и самодисциплины.
Сегодня работа многих подразделений держится на личной мотивации: оперуполномоченный хочет раскрыть преступление и задержать злодея, следователь хочет доказать вину подозреваемого и так далее. Ребята стремятся и преступникам, и коллегам, и руководству, и самим себе доказать, что они классные профессионалы. А когда к этому прибавится еще и серьезная финансовая заинтересованность, мы получим качественно более совершенный личный состав. Вот что я имею в виду, когда говорю о возможности проводить более жесткий отбор в органы внутренних дел.
– По долгу службы вам часто приходится общаться с населением во время традиционных приемов граждан. Как восприняли люди полицию?
– Есть, конечно, особо принципиальные граждане, в основном это пожилые казанцы, которые скорее «против» полиции, нежели «за». Молодежи, по большому счету, все равно. Большинство интересует решение их проблем, а не название. В ходе акции «Народная аттестация» поступало много сообщений примерно одного содержания: сотрудник такой-то не должен служить в рядах полиции. Спрашиваем: почему? «А он вынес отказное постановление» (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. – Авт.). Материал подвергается проверке. Оказывается, человек отдал машину в кустарный сервис. Там ее обещали сделать за 10 дней. Но прошел уже месяц, а машина неисправна. Хозяин требует возбудить дело. Но, чтобы его возбудить, необходимо доказать тот факт, что у мастера изначально был умысел получить деньги, но не чинить автомобиль. Приходят к нему наши сотрудники, а мастер чуть ли не со слезами оправдывается: и рад бы сделать машину, но времени не хватает.
Или, допустим, другой пример. Не секрет, что в последнее время во многих регионах активизировались мошенники разных мастей. Татарстан не стал исключением. Нередки случаи, когда чрезмерно доверчивые граждане верят уговорам своих знакомых оформить на себя кредит с условием, что выплачивать долг будут эти самые знакомые. Но на деле в должниках оказывается истинный заемщик. Его знакомые же оправдываются тем, что деньги вложили в бизнес, но дело прогорело.
– То есть полиция не может помочь жертвам таких аферистов?
– Чтобы возбудить уголовное дело по признакам мошенничества, нужно доказать серийность таких фактов. Доказать, что человек не просто взял взаймы и не отдает, а проделывал это неоднократно с целью получения незаконной прибыли. Недавно, кстати, мы возбудили дело в отношении жительницы Чистополя, которая подобным образом зарабатывала себе на жизнь. Под какие-то туманные обещания уговаривала оформлять кредиты малознакомых людей, а когда банковские должники начинали требовать исполнения договоренностей, просто переставала отвечать на звонки. Сейчас мы доказали как минимум шесть подобных эпизодов. Но не исключено, что их больше. Поэтому рекомендую во всех подобных случаях обращаться в полицию, потому что одно заявление может не иметь силы, а два или три «потянут» на уголовное дело.
– А за что обычно благодарят сотрудников УВД Казани?
– Как ни странно, и за исполнение своих прямых обязанностей, и за действия, которые, скажем так, не входят в их компетенцию. Начиная с благодарности за возврат украденного телефона и заканчивая благодарностями участковым за то, что усмирили пьяного мужа или доставили перебравшего казанца до дома. А недавно люди с ограниченными слуховыми и речевыми возможностями благодарили УВД за сервис, позволяющий им пользоваться помощью операторов «02». С недавнего времени такие люди могут вызвать милицию, отправив SMS на номер 8-987-290-50-02. Оказалось, это очень востребованный ресурс, о котором прежде мы, увы, не думали.
– Предъявляют ли горожане какие-то особые требования к полицейским?
– Почему-то всех волнует исключительно внешний вид сотрудников органов внутренних дел. В основном это пожелания к виду форменного обмундирования, росту и весу полицейского. Но все эти критерии действуют и сегодня при приеме на службу. Лично я считаю, внешний вид не должен быть главным показателем пригодности человека к службе в полиции, главное заключается в его грамотности и способности защитить интересы общества и государства.