Суд “вертится” вокруг болта

Верховный суд Татарстана отменил приговор по делу о крушении вертолета Ми-8, произошедшем в октябре 2008 года под Казанью.

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

До сих пор не могут решить, кто же виноват в катастрофе Ми-8

Верховный суд Татарстана отменил приговор по делу о крушении вертолета Ми-8, произошедшем в октябре 2008 года под Казанью. Винтокрылая машина, принадлежавшая Казанскому вертолетному заводу, разбилась во время испытательного полета, из пяти членов экипажа спастись удалось лишь одному. Приговором не был доволен ни один из участников процесса.

В халатности и некачественном исполнении обязанностей, повлекшими гибель людей, обвинили троих сотрудников вертолетного завода – 59-летнего слесаря-сборщика Вячеслава Елсукова, 43-летнего мастера цеха Наиля Кашапова, 25-летнего мастера бюро технического контроля Наиля Ситдикова и двух специалистов Минобороны РФ – 50-летнего Вячеслава Анохина и 31-летнего Руслана Уматкулова. Авиастроительный суд Казани приговорил Вячеслава Елсукова, Наиля Ситдикова и Руслана Уматкулова к двум с половиной годам колонии-поселения каждого. Наиль Кашапов и Вячеслав Анохин получили по два с половиной года условно. Однако, как стало известно на недавнем заседании Верховного суда РТ, из всех участников процесса приговор не удовлетворил никого. Ни обвиняемых, подавших кассационную жалобу и заявляющих о своей невиновности, ни родственников погибших, намекавших на то, что на скамье подсудимых “не все виновные”, ни солидарных с ними родственников подсудимых, настаивавших на том, что отвечать должно руководство завода, ни сторону защиты, недовольную качеством расследования дела, ни гособвинителя, запросившего для Кашапова и Анохина реальные сроки. Судью Верховного суда РТ, как оказалось, приговор тоже не устроил – в итоге дело отправлено на повторное рассмотрение в тот же суд, но в другом составе. Судья посчитал, что “дело было рассмотрено не в полном объеме”. Кстати, процесс по настоянию представителей Казанского вертолетного завода проходил за закрытыми дверями. Суд согласился с тем, что в ходе процесса могут быть озвучены особо секретные сведения.

Напомним: вертолет Ми-8 производства КВЗ разбился 26 октября 2008 года в поселке Новая Тура Зеленодольского района. Командир вертолета, заслуженный летчик-испытатель РФ Петр Чумаков, заслуженный штурман РФ Борис Макаренко, бортинженер Фарид Хуснимарданов и ведущий инженер Максим Иванков погибли. Чудом выжил лишь второй пилот Ринат Галимов, выпрыгнувший с парашютом за несколько секунд до встречи машины с землей. Из-за низкой высоты парашют Галимова не успел раскрыться, второй пилот получил серьезные травмы, в том числе позвоночника.

Следствие пришло к выводу, что авиакатастрофа произошла из-за потери управления машиной. А управление, в свою очередь, было потеряно из-за разрыва одного из соединений. Неисправность же в нем, как доложили следователи, возникла из-за одного-единственного болта, вставленного, во-первых, головкой вниз (специалистом быть необязательно, чтобы понять, что таким образом болт держаться не будет), во-вторых, не закрепленного должным образом.

Как стало ясно после разбирательства в Авиастроительном райсуде, к такой формулировке причины катастрофы ни у кого претензий нет. Вот только до сих пор неясно, кто допустил машину к полетам с таким дефектом.

На днях стало известно, что к разбившемуся вертолету имели отношение не только обвиняемые, но и сотрудники ЗАО “КВЗ-Ремсервис”. Это дочернее предприятие Казанского вертолетного завода, занимающееся модернизацией и ремонтом винтокрылых машин. После переоборудования (вместо обычного салона имелась VIP-“начинка”) геликоптер должен был отправиться на службу к руководству одного из российских ведомств. Однако, как заявляют на предприятии, его сотрудники занимались лишь внутренней отделкой салона, не вмешиваясь в механику.

В любом случае все обстоятельства дела, не установленные “в полном объеме”, призван установить суд.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще