В школах по-прежнему вымогают деньги у родителей
“Чертову дюжину” казанских школ, в которых официально были зарегистрированы поборы, обнародовала столичная прокуратура. В черном списке оказались не только обычные учебные заведения, но и считающиеся элитными гимназии.
Прокурорскую проверку инициировал Казанский правозащитный центр, открывший в сентябре “горячую линию” по школьным поборам. Позвонившим предлагалось ответить на несколько несложных вопросов, суть которых сводилась к одному: требуют ли с родителей деньги. Опрос проводился на условиях анонимности. За неделю позвонили около полусотни человек, ответы были однозначными – да, требуют. По словам заместителя прокурора Казани Юлии Наумовой, анонимный характер обращений серьезно осложнил работу сотрудникам ведомства. Тем не менее изложенные родителями факты были подтверждены.
Любопытно, что жаловались даже родители учеников одной из элитных гимназий. Отдать сюда свое чадо мечтают многие казанцы. Те, кому повезло, пребывали в восторге от того, что их дети учатся вместе со сверстниками из уважаемых семей, и откликались на предложения о “добровольной помощи”, которые носили регулярный характер. Но, когда оказалось, что отчитываться перед “меценатами” никто не собирается, они засомневались.
Как выяснила прокуратура, средства благотворительного фонда расходовались на доплаты педагогам, техперсоналу, поварам и тренерам спортивных секций. Причем ревизоры не обнаружили подтверждений тому, что родители давали согласие на подобную “благотворительность”. А суммы в школьном фонде вращались немалые. Лишь за шесть месяцев прошлого года на расчетный счет учреждения из благотворительного фонда было перечислено более пяти миллионов рублей.
Проведенная правозащитниками “горячая линия” подтвердила: к сборам денег “на учебники, мебель и ремонт” родители уже привыкли. Но где доказательства, что взносы шли по назначению? К примеру, руководство одной из школ Московского района не смогло предоставить проверяющим копии чеков на товар, купленный на средства родителей учеников.
В ставшей победителем международного конкурса “Красивая школа” (2009 год) гимназии родители первоклашек вносили в попечительский совет от 1500 до 3000 рублей. “Согласно заявлениям, деньги сдавались в добровольном порядке, – отмечают в прокуратуре Казани. – Однако имеющиеся списки родителей плюс одинаковые суммы взносов дают все основания полагать, что сборы являлись принудительными”.
В другой гимназии на майском родительском собрании якобы сами родители предложили сдать деньги на покупку мебели, техники и учебников. От 3000 до 5000 рублей. “Данные самостоятельные действия родителей являлись незаконными и совершались с согласия администрации гимназии”, – считает Юлия Наумова. Более того, как подчеркнули в прокуратуре, в соответствии с Федеральным законом “Об образовании” обеспечение образовательного процесса и оборудование помещений относится к компетенции образовательного учреждения. Проведение какого-либо ремонта в помещениях школы родителями не допускается. К тому же в мае 2010 года дети еще не были учениками, а стало быть, и их родители не имели никакого отношения к школе. Сбор денег “на учебники” тоже является незаконным. Обеспечение ими осуществляется бесплатно Министерством образования и науки РТ, а конкретно – фирмой, выигравшей тендер на их поставку.
На деле нередко было иначе. В школе Приволжского района родители самостоятельно покупали учебники – почти на 10 тысяч рублей. Где-то руководители благотворительных фондов использовали школьные помещения без оформления всяких документов. А в школе Вахитовского района благотворительный фонд не зарегистрировали подобающим образом и не поставили на налоговый учет. Все взносы собирались с родителей наличными, причем никаких квитанций взамен не выдавалось. В общем, нарушения прокуратура обнаружила в каждом районе.
“Сколько уже раз говорилось с высоких трибун о недопустимости поборов в школах, а воз и ныне там, – говорит руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. – Прокуратура проводит проверки, выносит представления, директора получают дисциплинарные взыскания, и ничего не меняется. Получается, руководство школ не боится наказаний и сознательно идет на нарушение закона”.
Кстати, глава Министерства образования и науки Альберт Гильмутдинов еще в прошлом году заявил, что ему “досадно слышать о подобных фактах”. Тогда, напомним, мама одной из первоклашек гимназии, что в Московском районе, пожаловалась министру на школьные поборы. После беседы с родительницей он заявил журналистам: “Мы будем гораздо более жестко ставить вопросы сбора денежных средств в школах. Поборы абсолютно недопустимы”.
Комментарии, полагаю, излишни.