Как остановить молох “дорожной” войны

В минувшее воскресенье мир отмечал День памяти жертв дорожных аварий.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

В минувшее воскресенье мир отмечал День памяти жертв дорожных аварий.

Никто не возьмется оспаривать актуальность проблемы дорожно-транспортного травматизма, ведь ежегодно в дорожных трагедиях гибнет около 1,3 миллиона человек, а от 20 до 50 миллионов – получают серьезные травмы.

Когда-то мы говорили: “Нет в нашей огромной стране семьи, которую бы не опалило дыхание Второй мировой войны”. А сегодня убеждаемся: необъявленная “дорожная” война уносит не меньше человеческих жизней. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году дорожно-транспортный травматизм грозит стать третьей, вслед за сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, причиной смертности населения. Так что бороться с бедой нужно всем миром, причем главным участником этой борьбы должна стать молодежь. Ведь, опять же по статистике, половина погибших в ДТП – люди в возрасте от 15 до 44 лет. Накануне Дня памяти на площади Тысячелетия в Казани при поддержке УГИБДД РТ впервые прошла массовая молодежная акция, целью которой стала популяризация правильного поведения на дорогах, почтительного отношения к Правилам дорожного движения. Она началась минутой молчания, в память о жертвах ДТП в небо взвились десятки белых воздушных шаров.

Обращаясь к участникам акции, Премьер-министр Ильдар Халиков подчеркнул, что проблема дорожно-транспортного травматизма чрезвычайно болезненна и для Татарстана, ведь только за 10 месяцев этого года дорожные аварии унесли жизни 559 жителей республики. Некоторое снижение смертности на дорогах никого не должно успокаивать, внимание к наведению порядка на транспортных артериях республики нужно усиливать день ото дня. “Я абсолютно убежден, что наша с вами задача – сделать все, чтобы как можно больше людей осознали: соблюдение правил поведения на дорогах спасает жизнь”, – сказал глава Правительства.

В свою очередь главный инспектор безопасности дорожного движения по РТ Рифкат Минниханов подчеркнул, что ГИБДД прежде всего заботится о молодых участниках движения, являющихся основной “группой риска” на дорогах. “То, что сегодня в лице молодежи мы увидели своих сторонников, дает основания надеяться, что нарушителей правил дорожного движения среди вас будет немного”.

Отметим, что акцией на площади Тысячелетия студенты и учащиеся не ограничились. Подобные мероприятия прошли в крупных торговых центрах города, на авто- и железнодорожном вокзалах, на улице Баумана, площадях Тукая и Свободы.

 

Правила вновь поменялись

Накануне акции в республиканском УГИБДД состоялась встреча журналистов с главным инспектором безопасности дорожного движения по РТ Рифкатом Миннихановым. Разговор шел об изменениях в Правилах дорожного движения и Административном кодексе РФ. К сегодняшнему дню они уже вступили в действие.

Итак…

Пункт 2.2. ПДД. Изменено понятие термина “обгон”. Отныне обгоном будет называться опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу в сторону проезжей части, предназначенной для встречного движения, и последующее возвращение на ранее занимаемую полосу. Напомним, что ранее обгоном называли опережение с выездом из занимаемой полосы. Пунктом 11.2. конкретизировано требование запрещения обгона – сие действие не допускается, если идущее впереди транспортное средство совершает обгон или объезжает препятствие.

Пунктом 11.6 водителям тихоходных средств или транспорта, движущегося со скоростью менее 30 км/ч, предписывается не создавать помех другим (вне населенных пунктов, разумеется) и, если их обгон затруднен, принять как можно правее или вообще остановиться, чтобы пропустить движущийся транспортный поток. При этом тихоходное средство должно быть оборудовано специнальным знаком. Правда, с административными мерами за невыполнение этого пункта правил пока не определились.

В зоне действия знака 3.20 “Обгон запрещен” теперь разрешается обгонять тихоходные транспортные средства (к ним, например, относится большинство тракторов), гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски.

Теперь что касается кругового движения. В Татарстане транспорт, движущийся по кольцу -кругу, если знак “Круговое движение” сочетается со знаком “Уступите дорогу” или “Движение без остановки запрещено”, уже несколько лет пользуется преимуществом перед въезжающими на кольцевой перекресток, так что для жителей республики пункт 13.9, обязательный теперь для всех россиян, новшеством не станет. Кстати, так организовано движение в большинстве европейских стран.

Как пояснил Рифкат Минниханов, теперь четко определено понятие привлечения к ответственности водителя, не пропустившего пешехода.

– Как правило, водитель в таком случае утверждает, что “мол, я не мешаю идти, он далеко был, я успею проехать”. Теперь либерализму в этой части пришел конец, и согласно пункту 14.1 перед нерегулируемым пешеходным переходом водитель обязан снизить скорость и остановиться, чтобы пропустить уже идущих пешеходов и тех, кто только ступил на “зебру”.

Кстати, в новой редакции ПДД также уточнена формулировка по пешеходам и машинам со спецсигналами. Пешеход при приближении машин с включенным проблесковым маячком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом обязан воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.

Согласно пункту 4.7 и в светлое время суток при движении автомобилистам придется включать ближний свет фар или ходовые огни. Что такое ходовые огни? Появление этого нового термина обусловлено требованием Конвенции о дорожном движении. “Дневными ходовыми огнями” уже комплектуется ряд автомобилей иностранного производства. Они включаются автоматически при начале движения машины.

– В 1997 году мы пытались ввести в республике такую систему, но тогда она не прижилась, – комментирует начальник УГИБДД МВД по РТ. – Понадобилось тринадцать лет, чтобы это было утверждено законодательно.

Любители ездить не пристегнутыми ремнем безопасности и получившие за это не одну штрафную квитанцию, могут несколько утешиться тем, что отныне это правило распространяется на всех. Согласно пункту 2.1.2, не исключение теперь и сотрудники оперативных служб, и инструкторы, обучающие вождению. К слову, в республике это правило введено достаточно давно, у нас ремнем безопасности пристегиваются и министры, и Президент. И ГИБДД за этим строго следит – за десять месяцев этого года 99 сотрудников милиции уже уплатили штраф за езду “без ремня”.

Приложением 2 раздела 1 ПДД введен приоритет дорожных знаков перед дорожной разметкой.

Теперь запрещено оборудовать шипованной резиной только одну – ведущую, пару колес (пункт 5.5 приложения к основным правилам по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения). Либо вся резина шипованная, либо вся – протекторная.

За некоторые виды нарушений усилена административная ответственность. В первую очередь – за выезд на трамвайные пути во встречном направлении. Отныне он квалифицируется в части 4 ст. 12.15 Кодекса, и наказание за нарушение – лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Есть и другое новшество. Теперь выезд на “встречку” фиксируют и видеокамеры. Так вот “сфотографированное” нарушение влечет за собой “письмо счастья” со штрафной квитанцией на пять тысяч рублей. Получается, если нарушение зафиксировал инспектор – останетесь без водительского удостоверения, если видеокамера – уплатите штраф. Аналогичные изменения коснулись и наказания за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения на дорогах с односторонним движением. Часть 4 статьи 12.15 Кодекса дополнена штрафом в размере 5000 рублей, тогда как ранее здесь было предусмотрено только лишение водительского удостоверения сроком от 4 до 6 месяцев.

Насколько действенными в плане наведения порядка на российских дорогах окажутся изменения в правилах, покажет время. Но соблюдать их нужно уже сегодня…

Интересный момент: экономический рычаг и вправду оказывается более действенным, нежели карательные меры в виде лишения водительских прав и даже уголовного наказания. Например, введенная в республике два года назад система видеофиксации уже дает ощутимые плоды. Если раньше число ДТП со смертельным исходом в Казани составляло львиную долю подобных трагедий в статистике по республике, то теперь ситуация существенно изменилась. Так, по сравнению с прошлым годом техника уберегла 28 человеческих жизней.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще