Управлением наркоконтроля Татарстана передано в Верховный суд РТ уголовное дело в отношении преступного сообщества. Участники подпольного синдиката обвиняются в торговле наркотиками в особо крупных размерах. О масштабах их деятельности можно судить по таким цифрам: трехгодовой оборот наркоторговцев составил более полумиллиона долларов.
В феврале 2009 года оперативники наркоконтроля задержали с поличным двух молодых жителей Казани, промышлявших оптовым сбытом героина. Один из них, некто Б., как считает следствие, выступал лидером преступной группировки, которая, как выяснилось в дальнейшем, была лишь одной из многих звеньев длинной наркотической цепочки. Участники группы имели четкие обязанности: одни приобретали и хранили наркотик, другие искали клиентов, третьи занимались непосредственно его сбытом. Организатор руководил всеми операциями и обеспечивал бесперебойное поступление крупных партий товара.
В ходе арестов сотрудники
наркоконтроля изъяли на конспиративных квартирах и в автомобилях членов группы свыше 4,5 килограмма героина. Всего было задержано шесть участников группировки. Поразительно, но в их числе оказались и двое заключенных. Пребывание в местах лишения свободы не помешало им “подрабатывать” посредниками наркоторговцев. Следствие считает, что с помощью мобильных телефонов они искали желающих приобрести крупные партии героина. Правда, в компетенцию следователей не входит проверка всех обстоя-
тельств, способствующих организации за решеткой чуть ли не офисного центра со свободными телефонными переговорами. А значит, можно надеяться, что этой информацией заинтересуются сотрудники соответствующих подразделений УФСИН.
Одновременно с разработкой группировки шли оперативно-разыскные мероприятия, направленные на установление их поставщика. Как вскоре выяснилось, им оказался 25-летний нигде официально не трудоустроенный казанец. Выстроив собственную схему наркосбыта, он сколотил бригаду из числа надежных друзей, в которую входил и задержанный ранее Б. Участники этой преступной группы за месяц могли реализовать до 10 килограммов наркотика. При этом цена грамма героина, проходя через руки сбытчиков, накручивалась с 230 до 1000 рублей. Кроме того, для увеличения объема реализуемого товара каждый распространитель непременно разбавлял его различными наполнителями. Из такого расклада выходило, что последующий сбытчик имел, например, не 250 приобретенных граммов, а килограмм зелья. Именно по такому принципу руководитель второй группировки приобрел уже разведенные 700 граммов наркотика.
После задержания Б. лидер группы затаился, лишь к маю удалось зафиксировать телефонные переговоры, где он договорился о покупке килограмма героина. В качестве платы за товар предлагалась подержанная иномарка. 27 мая 2009 года “Мазда-3” была переоформлена. Как только героин был получен, вторую преступную группировку задержали, при обысках изъято около 700 граммов наркотика.
Чем дальше проводилась разработка подозреваемых, тем очевидней становилось, что круг лиц, вовлеченных в наркооборот, намного шире предполагаемого. В ходе следствия обвиняемые стали давать показания, изобличающие оставшихся на свободе соучастников. Так была задержана еще одна активная троица, входившая в преступное сообщество.
Вскоре оперативная ниточка вывела наркополицейских на основное, недостающее звено в преступной цепочке – организатора. Главой подпольного синдиката, как считают правоохранительные органы, оказался 41-летний житель Казани Ш. На этом этапе к операции подключились сотрудники Управления ФСБ по Татарстану. С их помощью было вычислено еще одно структурное подразделение сообщества, занимавшееся контрабандой наркотиков из Таджикистана. В него входил гражданин этой республики и его жена. Семейная пара занималась доставкой зелья Ш. партиями по 10 килограммов.
Преступники работали с максимальной конспирацией, многие из них и не догадывались о существовании друг друга. Мелкооптовые покупатели, а порой и оптовики не знали, кто и откуда поставляет им героин, поскольку встречались только с посредниками. Постоянно менялись номера сотовых телефонов, в разговорах использовались кодовые слова. В своих беседах члены сообщества называли героин по-разному: “деньги”, “евро”, “фильмы”. Не забывали и о “контрразведке” – отслеживали подозрительные машины, которые, как им казалось, следят за ними, и тут же информировали всех своих по цепочке.
Лидер криминальной структуры ни на минуту не должен был заподозрить неладное, пока правоохранительными органами не было собрано достаточно доказательств, способных привести его на скамью подсудимых. Решение о задержании Ш. и еще некоторых фигурантов дела было принято после того, как стало известно о его поездке в Москву. Вместе с ним за крупной партией героина поехали еще трое: его сожительница, женщина, завербованная на роль наркококурьера, и 36-летний наркоман, который должен был обеспечивать безопасность перевозки товара и служить своего рода подопытным кроликом, проверяя на себе качество приобретаемого героина. Руководитель дотошно контролировал поставку. Но как только 19 августа наркокурьерша в сопровождении “дегустатора” прибыла поездом “Казань – Москва” на Казанский вокзал, криминальную пару сразу же задержали. В большой спортивной сумке были обнаружены семь пластиковых полуторалитровых бутылок с почти 10 килограммами афганского героина, имевшего маркировку “999” – чистейший наркотик. Ш., на глазах которого с поличным взяли курьеров с “ценным грузом”, сорвался на съемную квартиру. Но там его предусмотрительно поджидали оперативники. При личном досмотре у него изъяли 22 тысячи долларов США, 500 тысяч рублей и перстень стоимостью 1,5 миллиона рублей. В тот же день на конспиративной квартире Ш. провели обыск, в ходе которого обнаружили 5,5 килограмма героина и около 500 граммов ацетилированного опия. Часть порошка уже была расфасована в две тысячи героиновых “чека”, а часть хранилась в стеклянных банках.
Как считает следствие, свой наркобизнес Ш. начал еще в 2006 году и за это время объединил вокруг себя пять организованных преступных групп. Всего по делу о преступном сообществе проходит тринадцать человек. Ш. обвиняется в создании и руководстве организованным преступным сообществом, остальные – в совершении особо тяжких преступлений в составе преступного сообщества.
Аппетиты ликвидированного сообщества поражают. По данным следствия, предполагаемый лидер ОПС за неполные три года в различных банках Казани провел валютно-финансовые операции на сумму около полумиллиона долларов США. Деньги предназначались для расчета с таджикскими наркопоставщиками. Таджикский “коллега” казанских оптовиков, который в настоящее время скрывается в Средней Азии, только за полгода перевел на счета банков Таджикистана 327 тысяч долларов США, полученных из Казани.
Материалы следствия составили 64 тома, из них 11 томов – обвинительное заключение. На счету группировки, по данным наркоконтроля, десятки преступлений, связанных с незаконным сбытом и хранением наркотиков в особо крупных размерах. В общей сложности только героина у наркосиндиката изъято свыше 20 килограммов.
Дело наркокурьерши было выделено в отдельное производство. Суд принял во внимание чистосердечное раскаяние и оказанную следствию помощь и назначил условное лишение свободы сроком на четыре года с испытательным сроком в пять лет. В ходе следствия шестеро из обвиняемых были заключены под стражу. В отношении остальных, в том числе заключивших досудебные соглашения, избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы.
Стоит отметить, что в ходе расследования уголовного дела сын сожительницы Ш., кстати, сам адвокат, которого лишили адвокатского статуса за незаконные действия в ходе расследования одного из громких дел татарстанского Управления наркоконтроля, желая вывести из-под удара своего отчима, нанял коллегу из адвокатского центра Казани и через него стал угрожать наркокурьерше, требуя прекратить давать показания. По требованию Прокуратуры и Управления наркоконтроля РТ статус адвоката, который предпринял незаконное вмешательство в ход расследования уголовного дела, был также прекращен.
Ирина МУСТАФИНА,
пресс-группа УФСКН РФ по РТ.