В начале этой недели автобус с казанскими “челноками”, следовавший из Москвы в Чебоксары, столкнулся с груженой фурой. Погибли водитель автобуса и сидевшая впереди женщина, пять пассажиров госпитализированы с травмами различной степени тяжести. По одной из версий, причиной ДТП стала неисправность тормозной системы автобуса. Учитывая его преклонный возраст, это вполне вероятно.
Собственно, почему нас заинтересовало именно это происшествие, ведь нынче серьезные аварии с участием пассажирских автобусов уже перестали быть редкостью? В качестве наглядного примера, потому что “букет” возможных нарушений в этом случае привел к печальным, но, увы, почти закономерным последствиям.
Ну, судите сами. На пострадавшем автобусе – чувашские номера, а владелица его – жительница Казани. Как вы думаете, где машина проходила обязательный техосмотр и проходила ли вообще? Где она парковалась на ночь – в Чувашии или в Казани? Где водитель (житель Казани) проходил медобследование, а автобус – осмотр механика перед рейсом? Вопросы элементарные, только ответы на них получены весьма расплывчатые.
Чтобы предупредить аварийность на транспорте, с 23 августа по 20 сентября на территории всей России пройдет профилактическая операция “Автобус”. В ходе ее сотрудники ГИБДД усилят контроль за водителями транспортных средств, предназначенных для систематической перевозки пассажиров. О безопасности таких перевозок шел разговор на недавнем брифинге в Кабинете Министров, участие в котором приняли начальник УГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Азат Галиахметов, руководитель Управления Государственного автодорожного надзора по РТ Борис Смирнов и председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков.
Напомним, что более 60 процентов всех пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом, то бишь автобусами. Соответственно, обеспечение безопасности таких перевозок – задача, важность которой никто не возьмется оспаривать.
Что же происходит на деле? По данным ГИБДД РТ, за семь месяцев этого года по вине водителей автобусов произошло 70 ДТП, в которых один человек погиб и 102 получили травмы. Только в столице республики водители автобусов спровоцировали 47 аварий, отчего травмы получили 67 человек.
Еще факты. С начала года к административной ответственности водители были привлечены более 42000 раз. Отстранены от работы за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения 35 человек. Зафиксировано более 2500 случаев, когда эксплуатация автобусов была запрещена по причине технической неисправности. В этом плане тревожная ситуация сложилась в Набережных Челнах, Нижнекамске, Высокогорском и Чистопольском районах.
По мнению Рифката Минниханова, большим подспорьем в работе ГИБДД стали технические средства видеонаблюдения и, конечно, система спутникового слежения за движением автобусов. Свою состоятельность они уже доказали, а потому развитию технических средств контроля дол-жен быть дан “зеленый свет”. Как считает начальник татарстанской ГИБДД, средствами спутниковой навигации сегодня должны быть оборудованы не только школьные, но и, вообще, все автобусы. На эту систему возлагаются большие надежды. Ведь, кроме скоростного режима, режима труда и отдыха водителей, с ее помощью можно фиксировать еще и езду по полосам движения общественного транспорта, и стоящие на этих полосах авто. В пилотном режиме такая работа уже начата с 1 августа, без малого две тысячи водителей получили “письма счастья” от ГИБДД за подобные нарушения.
Но ведь только контролем и наказанием проблему вряд ли можно решить. Похоже, дело в самой системе организации пассажирских перевозок.
Совсем недавно камнем прет-кновения для нормальной работы городского транспорта считались пресловутые “Газели”. Но вот убрали их с казанских дорог – и репутацию “самых опасных” получили красные автобусы большой вместимости китайского производства. Собственно, удивляться нечему – кадровый водительский состав практически не изменился, и “гонщики” с “Газелей” пересели за руль “Хайгеров”.
Вам уже приходилось видеть, как громоздкий автобус, стараясь обогнать скопившиеся перед ним автомобили, буквально впрыгивает на тротуар и лихо мчит, распугивая пешеходов? При случае поинтересуйтесь у водителя такого автобуса, где он начинал свою трудовую деятельность. Наверняка окажется, что на “Газели”.
Пассажиры красных “китайцев” уже оценили как плюсы, так и минусы этих автобусов. К последним многие относят пол, располагающийся на разных уровнях. Помните, сколько ступенек в задней части салона? Три. И при резком торможении пассажир, не успевший ухватиться за поручни, кубарем летит до кабины водителя. Бывает, это заканчивается не банальной шишкой или синяком, а серьезным переломом. В таком случае по суду можно вытребовать с владельцев автобуса неплохую денежную компенсацию.
Но любое хорошее дело привлекает и мошенников. Алгоритм действий простой: упал в одном месте, а сказал, что в автобусе; подал в суд, получил компенсацию. Но этой “народной забаве” скоро наступит конец – в мэрии Казани нашли способ борьбы с “падальщиками”. К концу этого года в красных автобусах, курсирующих по столичным улицам, появятся… видеокамеры. Не запечатлен твой “полет в пространстве” на видео – компенсацию не получишь, владельцы автобусов вам не лохи какие-нибудь. Вот еще бы так же стремительно они реагировали на требования безопасности перевозок…
Но мы отвлеклись, вернемся к системе. По словам Азата Галиахметова, сегодня на транспортном рынке республики работают 90 компаний и частных предпринимателей, заключивших контракты на право перевозок. Они обслуживают пассажиров на
2454 автобусах по 982 маршрутам.
А еще есть целая гвардия перевозчиков, работающих “по заказу”. Но одно дело, когда какая-то организация или частное лицо арендует автобус для своих нужд – допустим, для обслуживания свадьбы или поездки всем коллективом на природу, и совсем другое – так называемые “нерегулярные перевозки”.
Делается это так. Выезжает автобус по определенному, “накатанному”, как говорят водители, маршруту – ну, допустим, в Набережные Челны. В расписании рейса нет, в тендере на право осуществления перевозок хозяин автобуса не участвовал. Значит, рейс не регулярный, пусть автобус хоть каждый день с одного и того же места и по одному и тому же маршруту ездит. Понятно, часть пассажиров, в ущерб законному перевозчику, перетекает в “нерегулярный” автобус. Налицо нездоровая конкуренция, тянущая за собой целую цепочку нарушений вроде “автобусных гонок” (кто первый приедет, тот и пассажиров заберет) или банальных разборок между водителями. До безопасности ли тут? Так что крайним опять оказывается пассажир.
До недавнего времени на “заказников” вообще управы не было: их деятельность носила уведомительный характер, то есть заявлять о себе, например, в Автодорнадзор такому перевозчику было необязательно. Ну, купил себе человек автобус. Может, у него семья большая, а катать он никого не собирается и докладывать никому не обязан. Стоило ли удивляться огромному количеству “диких” перевозчиков на российских дорогах?
В начале июля этого года увидел свет закон о внесении изменений в Кодекс РТ об административных правонарушениях, определяющий меры административной ответственности за нарушение в сфере пассажирских перевозок. Во-первых, за перевозку по регулярным маршрутам без письменного договора с заказчиком, во-вторых, за перевозки с нарушением расписания,
в-третьих, за отправку в рейс не с автовокзала, а с так называемых “стихийных станций”, и так по нескольким пунктам. За подобные нарушения полагается штраф: с водителя – от 2000 до 3000 рублей, для должностных лиц он увеличен до 20 000 – 30 000 рублей, а юридическому лицу придется раскошелиться на сумму от 50 000 до 70 000 рублей. За повторное нарушение в течение года размер штрафа существенно увеличится.
Конечно, закон – дело нужное и архиважное, но вот на кого будет возложена обязанность контролировать его исполнение, представители транспортного руководства республики во время брифинга четко ответить не смогли. Скорее всего, это обязанность республиканского Минтранса и Управления Автодорнадзора РФ по РТ. Однако полномочиями остановить транспортное средство на дороге и проверить документы у водителя обладает только ГИБДД. А иначе – УФАС на вас, “не кошмарьте бизнес”: защита индивидуального предпринимателя у нас нынче достигла больших высот. Так что как нас защитит новый закон, пока непонятно.
Может, все же поторопилось государство уйти из транспортного бизнеса, отдав его на откуп индивидуальным предпринимателям и частным компаниям и не создав при этом нормальную законодательную базу? Теперь пока ее создашь, сколько времени пройдет, а ездить-то людям нужно уже сегодня…