В деле гибели солдата много нестыковок

На днях в Казанском гарнизонном военном суде начался процесс по делу о гибели солдата-контрактника Александра Бербина.

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

На днях в Казанском гарнизонном военном суде начался процесс по делу о гибели солдата-контрактника Александра Бербина.

Его тело с пулевыми отверстиями нашли 12 июня прошлого года спустя несколько минут после того, как солдат заступил на дежурство. Родные погибшего уверены – Александра убили, в связи с этим они настаивают на эксгумации тела и тщательной экспертизе. Следствие же считает, что парень покончил с собой. Добиваться возбуждения уголовного дела пришлось почти полгода.
Военная прокуратура Казан-ского гарнизона требует привлечь к уголовной ответственности 31-летнего прапорщика войсковой части 3730 Анатолия Федотова, контрактника с 2003 года, отца двоих детей. Он обвиняется в превышении должностных полномочий с применением насилия, что привело к тяжким последствиям. А именно – самоубийству рядового Александра Бербина.
Как следует из материалов дела, 11 июня прошлого года Федотов и Бербин вместе заступили в караул на Казанском пороховом заводе. Однако затем Федотов самовольно покинул караульное помещение и вернулся лишь к 6 часам утра следующего дня в состоянии опьянения. Далее, как рассказали свидетели, пьяный прапорщик устроил “тренировку навыков пожаротушения”: заставил рядового Бербина и сержанта Каримова надеть противогазы и выносить мебель из караульного помещения, а затем возвращать ее на место. И так несколько раз. Сколько длилась эта “тренировка”, следователи не выяснили, поскольку такое поведение прапорщика не было никак квалифицировано. В деле говорится лишь, что это “не повлекло серьезного нарушения прав и законных интересов” военнослужащих.
Тем не менее в какой-то момент солдат снял противогаз и отказался выполнять команды пьяного прапорщика. Тогда тот скомандовал: “Принять упор лежа!” Парень проигнорировал и этот приказ, после чего Федотов отвел его за угол караулки и избил. Все это, как значится в уголовном деле, привело к развитию “временного психического расстройства в форме острой реакции на стресс, обусловленного внезапно возникшей угрозой его жизни”. “В ходе несения караульной службы, тяжело переживая жестокое обращение со стороны Федотова, ощущая субъективную непереносимость сложившейся ситуации и отсутствие выхода из нее, рядовой решил покончить жизнь самоубийством”.
Любопытно, что сам прапорщик вины так и не признал, настаивая на том, что отношения с рядовым не выходили за рамки устава. А с версией следствия не согласны родные погибшего солдата, мать Александра Бербина намерена добиться экспертизы, которая, по ее мнению, может доказать, что сына убили.
Как сообщили в Казанском правозащитном центре, который представляет интересы родственников Александра Бербина, опрошенные в ходе проверки сослуживцы погибшего, командир роты и командир войсковой части не нашли причин, которые могли бы толкнуть парня на самоубийство. Более того, они подчеркнули, что “в коллективе Александр пользовался авторитетом, за непродолжительный период службы зарекомендовал себя как исполнительный, дисциплинированный и ответственный военнослужащий”. Его родные также заявляют в один голос, что Александр на тяготы и лишения не жаловался, служить ему нравилось, заключил контракт с Вооруженными силами РФ, чтобы накопить денег на свадьбу. Также необходимо отметить, что парень никогда не состоял на учете у психиатра и нарколога, наркотики не употреблял, тяги к спиртному у него не было. Долгов Александр также не имел. Близкие погибшего солдата не верят, что из-за небольшой стычки с пьяным прапорщиком у него мог произойти нервный срыв.
Более того, в деле имеются куда более серьезные нестыковки. Как считают в Казанском правозащитном центре, не исключено, что гибель солдата имела место непосредственно в караульном помещении. По мнению представителя правозащитников, он не раз заявлял ходатайство следователю о проведении биологической экспертизы куртки погибшего. Дело в том, что на ней со
стороны спины имеются засохшие следы, предположительно мозговой жидкости, а если тело, как значится в материалах дела, обнаружили “лежащим на склоне головой вниз”, как она могла там оказаться? По словам матери погибшего солдата, парень вообще мог заступить на дежурство без оружия, по ее мнению, подпись в оружейном журнале явно подделана. Ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы также было заявлено во время следствия. Но судья счел, что такое пристальное внимание к обстоятельствам дела выходит за рамки предъявленного обвинения.
Однако правозащитникам все же удалось приобщить к делу цифровые снимки гильз с места происшествия. При их увеличении видно, что на двух снимках изображена одна и та же гильза в разных ракурсах. Но у солдата два пулевых отверстия, то есть выстрелов было два…
Следующее судебное заседание назначено на 26 августа.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще