Правительство России внесло поправки в правила дорожного движения. Они вступят в силу через полгода и, как утверждают в Госавтоинспекции, призваны снизить смертность на дорогах. Примечательно, что нынешние изменения ПДД, в отличие от прошлых нововведений, дают водителям даже некоторые послабления. К примеру, через полгода можно будет обгонять через сплошную тихоходные транспортные средства.
Вообще, в новой редакции ПДД посвященная обгону глава практически переписана заново. А главное, наконец-то на законодательном уровне дали четкое понятие обгону. Им будет считаться лишь такой маневр, когда транспортное средство выезжает на полосу встречного движения. Все остальное отныне именуется “опережением”. Самым, пожалуй, приятным для автомобилистов нововведением стало возвращение к прежним правилам обгона – когда транспортное средство, двигающееся со скоростью менее 30 км/час, можно обгонять даже в зоне действия знака, такой маневр запрещающего. Данная норма в ПДД содержалась изначально, однако несколько лет назад ее устранили, принудив водителей к неимоверным страданиям. Кто часто бывает на загородных трассах, особенно в период активных сельскохозяйственных работ, не даст соврать. Водителям нередко приходится тащиться за комбайном или сеялкой по 3-4 километра, ожидая разрыва линии разметки. А осмелившиеся на обгон попадают в руки зорких служителей жезла.
Начальник республиканской ГИБДД Рифкат Минниханов не раз признавал, что методика нанесения горизонтальной разметки в Татарстане не идеальна, а в отдельных случаях – добавим уже от себя – она вообще противоречит здравому смыслу. В таких случаях Главный госавтоинспектор советовал придерживаться рекомендаций знаков. Ведь в суде нарушение, допущенное в зоне действия знака, противоречащего горизонтальной разметке, трактуется в пользу водителя. Стоит отметить, что к концу года данные коллизии будут урегулированы на правовом уровне – знаки признаны главнее разметки.
Еще одним, можно даже сказать, революционным изменением стало требование постоянно при движении держать включенным ближний свет фар.
Разобрались составители поправок и с неоднозначным понятием “уступить дорогу пешеходу”. В новой редакции ПДД недвусмысленно дается понять, что “водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода”. Дело в том, что после существенного увеличения штрафов за “зебру” обозначились серьезные разногласия сторон. Водители уверяли, что они правил не нарушали, а инспекторы настаивали на том, что пешеходу все же необходимо было предоставить преимущество.
О чем еще следует упомянуть, так это о понятии “препятствие”, которое наряду с “опережением” появилось в ПДД. Дело в том, что Административный кодекс за объезд препятствия по “встречке” предусматривает более мягкое наказание, нежели за обычный обгон. Вот и пытались многие нарушители в виде “препятствия” выставить даже автомобильную пробку. Теперь ясно, что препятствие – это “неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе”. Вместе с тем “не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями правил”.
И напоследок – дабы простым смертным стало еще более благостно, стоит отметить, что с ними уравняли и “неприкасаемых”. Теперь ремнями безопасности обязаны пристегиваться не только автоинструкторы во время занятий, но и сотрудники оперативных служб.
После внесения данных поправок в Правила дорожного движения Главный госавтоинспектор России Виктор Кирьянов высказал надежду, что все эти меры сократят количество погибших на дорогах. Помимо этого, он напомнил, что за безопасность надо платить, в том числе путем целевого выделения средств, направляемых на дорожное строительство.
Между тем, как показывает практика, водители более всего внимают наставлениям ГИБДД, если они носят карательный характер. Если всего пару лет назад на казанских дорогах сложно было найти водителя, пристегнутого ремнем безопасности, то теперь редко удастся обнаружить человека, игнорирующего это средство безопасности. Штраф в 500 рублей свою миссию выполнил. К слову, в Японии штрафы за нарушение ПДД в среднем в 500 раз превышают размер нашего наказания. А в той же Германии, к примеру, за нарушение правил проезда регулируемого перекрестка, как минимум, придется выложить около тысячи евро.
Пока материал готовился к выходу, Госдума приняла в первом чтении законопроект, полностью запрещающий употребление алкоголя за рулем. Напомним, что в настоящее время минимально допустимая доза алкоголя в организме водителя составляет 0,3 промилле. Судя по всему, эта норма будет исключена из законодательства. Вместе с тем парламентарии пока не разобрались, как же быть с кумысом, квасом, кефиром и другими продуктами, в которых содержится алкоголь. Неясна ситуация и с медицинскими спиртосодержащими препаратами, отказаться от употребления которых, в отличие от кефира, не всегда представляется возможным.