Очередное заседание Комитета Госсовета по законности и правопорядку прошло довольно оживленно. С отчетом на нем выступил начальник Центра по противодействию экстремизму при МВД по РТ Марсель Галямов. Но куда больший интерес вызвало выступление заместителя генерального директора “Метроэлектротранса” по безопасности и режиму Расиха Шайхелисламова.
Вообще, о безопасности в Казанском метро должен был докладывать руководитель МУП “Метроэлектротранс” Асфан Галявов. Но, как сообщил его заместитель, начальник в срочном порядке отбыл в Москву с докладом как раз по этому вопросу. Неизвестно, о чем конкретно говорил в Первопрестольной начальник ка-занской подземки, но его заместитель был очень откровенным.
Оказывается, “самое безопасное в России метро” – как оно позиционировалось сразу после открытия первой ветки – требует принятия серьезных мер… по безопасности. По словам Расиха Шайхелисламова, часть объектов первой очереди, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности, до сих пор не введены в строй. В частности, не работают две перегонные вентиляционные установки, предназначенные для дымоудаления. Без них в случае ЧП продукты горения будут длительное время оставаться на станциях и в тоннелях. Другими словами, случись короткое замыкание – и метро будет парализовано надолго. Замыкание, в свою очередь, возможно из-за большого количества поступающей в подземку воды. Как рассказал заместитель руководителя “Метроэлектротранса”, сегодня эта проблема доставляет им много хлопот, так как две водоотливные установки также не работают. Хотя должны были действовать сразу после завершения строительства. “Вода разрушает дорогостоящую отделку станций и создает угрозу эксплуатации высоковольтного оборудования”, – подытожил Расих Шайхелисламов.
А теперь, собственно, об антитеррористической профилактике, как оно и было заявлено в повестке дня заседания. Представитель “Метроэлектротранса” сообщил, что на каждой станции установлено по 12 камер видеонаблюдения, выдающих изображение на мониторы дежурных по станции, диспетчеров и сотрудников милиции на метрополитене. Правда, как потом, немного помявшись, уточнил Расих Шайхелисламов, у этих камер нет даже инфракрасного излучения, а мониторы, с которых следят за обстановкой на станциях, также не блещут качеством картинки, поскольку являются не жидкокристаллическими, а электронно-лучевыми.
Но ситуацию, уверен Расих Шайхелисламов, исправить можно. Установить дополнительные видеокамеры, взрывозащитные контейнеры, способные локализовать взрыв и направить взрывную волну в определенную сторону, систему обнаружения отравляющих газов, металло-искатели и арочные металлодетекторы. Все это оборудование, примерная стоимость которого 200 млн. рублей, руководство казанской подземки намеревалось приобрести на федеральные средства. Но их пока нет.
“Мы многое делаем для обеспечения безопасности, – заверил Расих Шайхелисламов. – Обучаем персонал, проводим специальные учения, привели в готовность аварийно-восстановительные формирования… Но нужно понимать, что современные системы без денег не установишь!”