“Казанским” припомнили драконовское прошлое

В Казани стартовал судебный процесс по одному из самых громких и резонансных уголовных дел последних двадцати лет, сравнить которое можно разве что с делами ОПС “Жилка” и “Хади Такташ”.

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

information_items_1347367944
В Казани стартовал судебный процесс по одному из самых громких и резонансных уголовных дел последних двадцати лет, сравнить которое можно разве что с делами ОПС “Жилка” и “Хади Такташ”. Его фигурантами, в числе прочих 14 человек, стали авторитетный московский коммерсант Радик Юсупов и бывший спортивный директор ФК “Ру-бин” Рустем Сайманов. Всего же предполагаемым участникам и руководителям ОПС “Севастопольские” предъявлены обвинения в убийствах 20 человек, похищениях людей, незаконном обороте оружия, бандитизме.

О массовых облавах на “Севастопольских” стало известно после того, как в казанском ресторане “Парус” в мае 2008 года был задержан 43-летний Радик Юсупов. Местные СМИ, повествуя об этом факте, употребляли двусмысленное словосочетание “известный московский бизнесмен с определенными связями во властных структурах страны”. Татарстанские же силовики сразу рапортовали, что в Казани задержан один из лидеров ОПС “Севастопольские” Дракон. В момент задержания Юсупов настойчиво пытался кому-то дозвониться, предъявил удостоверение сотрудника ЧОП “Гарда”. Свое прозвище, по данным правоохранительных органов столицы, коммерсант, в прошлом участник казанской ОПГ “Чайники”, получил еще в 80-х “за патологическую жестокость”.

Так получилось, что визит Дракона в Казань совпал с задержанием его сына по подозрению в похищении человека. Дракона сразу же поместили под стражу, предъявив обвинение в организации нескольких убийств 12-летней давности. Вслед за Юсуповым по аналогичному обвинению в СИЗО был доставлен и спортивный директор футбольного клуба “Рубин” Рустем Сайманов. Руководство клуба тогда никак не комментировало это происшествие, в пресс-службе заявили, что “Рустем Сайманов не производил впечатление человека, связанного с криминалом”.

Ловля на живца

Равиля – сына Радика Юсупова – задержали примерно за три недели до визита Дракона в Казань. Основанием стало подозрение в его причастности к похищению 28-летнего сына нижнекамского предпринимателя. Дескать, несколько приятелей подговорили Равиля похитить молодого человека ради выкупа.

В милиции говорили, что Юсупов-младший пошел “на дело” любопытства ради. Ведь те 50 тысяч рублей, что ему предлагали за участие, для 16-летнего студента-заочника юрфака КГУ были не столь существенной суммой. Любопытно, что как только на запястьях Дракона щелкнули наручники, его сына тут же выпустили из-под стражи, ограничившись подпиской о невыезде, да и само дело приняло какой-то полушуточный оборот. Троих участников преступления по обвинению в грабеже и краже суд оправдал, признав их виновными только в незаконном проникновении в жилище, похищении человека и вымогательстве. Им было назначено по шесть с половиной лет лишения свободы условно. Равиль Юсупов получил три года условно и штраф в пять тысяч рублей.

По официальным данным, вплотную заниматься “Севастопольскими” начали только после того, как прижали бывших участников ОПГ “Низы”. Согласно версии следствия, один из бывших “низовских” и рассказал о совершенных в самый разгар войны с “Жилкой” убийствах, к которым были причастны Юсупов и Сайманов. Участники и лидеры этой группировки вместе с выходцами из ОПГ “Грязь, “Слобода”, “Бригада Ильфатея” (часть ОПС “Кинопленка”), “56-й квартал”, “Чайники”, по версии следствия, создали в Казани союз группировок, противостоящий одному из самых влиятельных в России ОПС “Жилка”, руководимой Хайдаром Закировым (Хайдером). Это был адекватный ответ Хайдеру на его предложение создать в Казани общак всех группировок. Можно лишь догадываться, какие баснословные суммы в этом случае попали бы в руки смотрящему. А на эту “должность” Хайдер выдвинул свою кандидатуру.

Водка сближает

Как следует из обвинительного заключения, “в июне 1992 года между лидером организованной группы “Слобода” и одновременно одним из лидеров организованной группы “Борисково” Ленаром Речаповым (Узким) с одной стороны и лидерами группировок “Борисково” и “Новотатарские” с другой возник конфликт на почве распределения незаконно получаемой прибыли, переросший в скрытое противостояние и борьбу за передел сфер влияния и источников дохода”. В основном все претензии касались распределения прибыли Казанского ликеро-водочного завода. Как полагает следствие, именного тогда, “в июле-августе 1992 года, Речапов с целью силового разрешения указанного конфликта, а также физического устранения лидеров и участников противоборствующих группировок вооружил руководимую им организованную группу “Севастопольские” огнестрельным оружием, создав тем самым банду с одноименным названием”. Узкий к тому времени уже обосновался в Москве и проживал в гостиничном комплексе “Севастополь”. Отсюда, как принято считать, группировка и получила название. Также обитателей “Севастополя” называли в Москве “казанскими” или “драконами”.

Стоит отметить, что к тому времени Узкий в Казани был фигурой заметной. С 80-х годов он занимался водочным бизнесом, получая солидную прибыль. Именно благодаря “ликеро-водочным делам” он и познакомился с Зуфаром Утягановым (ОПГ “Светлая”), Рустемом Саймановым (ОПГ “Низы”), Владимиром Моисеевым, а позднее – и с Радиком Юсуповым (ОПГ “Чайники”). Кстати, сам Речапов, имевший авторитет в криминальном мире, ни разу не сидел, хотя к уголовной ответственности привлекался. Несмотря на это, он не следовал слепо криминальным или воровским традициям, его интересовал лишь бизнес. Хотя “чистой” его деятельность назвать язык не повернется.

По данным СУ СКП РФ по РТ, первым убийством, совершенным участниками банды, стала ликвидация лидера казанской ОПГ “Новотатарские” Ильдуса Сибгатуллина по прозвищу Сипок. Как считает следствие, это преступление по указанию Речапова совершил Утяганов. “Новотатарский” авторитет поддержал не тех, кого надо, и ранним утром 5 августа 1992 года был застрелен на пороге собственного дома в Казани.

Через два года Хайдер собирает на марийской базе отдыха “Яльчик” лидеров почти двух десятков ОПГ, чтобы расставить все точки над “i” в вопросе подконтрольности ему города. Само собой, шел разговор и о “барыге Узком”, который никак не хотел признавать организованный Хайдером общак. После смерти Речапова 11 февраля 1995 года (по официальной версии, авторитет скончался от сердечной недостаточности), как полагает следствие, руководство “Севастопольскими” приняли на себя Рустем Сайманов, Владимир Моисеев и Зуфар Утяганов. Они также проживали в одном из четырех зданий “Севастополя” вместе с семьями. В правоохранительных органах считают, что это были вынужденные меры безопасности, поскольку Хайдер приказал уничтожать лидеров враждующих ОПГ вместе с их семьями. Лидеры ОПГ проживали на 10 и 11 этажах, что было безопасно в плане прицельного снайперского выстрела, поскольку рядом все здания были не выше девятого этажа. Плюс круглосуточная охрана внутри гостиницы.

Несмотря на то что никто не говорил об этом открыто, война с “Жилкой” всем порядком надоела. А потому после смерти Узкого поддержавшие его группировки заняли нейтралитет, отстранясь от борьбы. Так что принявшим дела Узкого компаньонам, в том числе Сайманову, Утяганову и Моисееву, пришлось в срочном порядке вооружаться. Кстати, этому во многом способствовало и покушение на самого Дракона, которого киллер с пистолетом ТТ подкараулил у дома № 4 по улице Волгоградской в Казани. Тогда Радик Юсупов выжил только чудом, получив восемь огнестрельных ранений и хромоту на всю жизнь.

Кто с ТТ к нам придет, от “Аграма” погибнет

На пресс-конференции, прошедшей недавно в татарстанском следственном управлении, заместитель начальника по расследованию особо важных дел СУ СКП РФ по РТ Артем Кривоносов сообщил журналистам, что “Севастопольские” отличались основательностью в подготовке преступлений. В группе киллеров у них всегда было не меньше шести человек. Перед акцией обязательно велись прослушка, видеонаблюдение, слежка. Использовалось самое современное оружие. Один и тот же ствол дважды не использовали. Всегда работали в перчатках. Поэтому, как правило, не было проколов.

Но, как известно, абсолютно безупречных вещей не существует. Исключением из правил стало неудачное покушение в Санкт-Петербурге в 1995 году. Тогда Хайдера вместе с его телохранителями расстреляли в подъезде его дома №128 по проспекту Энгельса. Как полагает следствие, Сайманов и Баринов выпустили по авторитету около 100 пуль из автоматов. Телохранители скончались на месте, сам Хайдер, несмотря на ничтожные шансы уцелеть, выжил. Спустя три часа после этого в палату, куда доставили Хайдера, влетел гранатометный заряд. Но авторитета за несколько минут до этого перевели в другую палату.

По версии обвинения, “Севастопольские” исправили свою ошибку 26 августа 1996 года. Два снайпера и автоматчик расстреляли лидера одного из самых жестоких преступных сообществ России вместе с двумя его телохранителями, когда тот выходил из продуктового магазина. Подготовка к налету была проведена тщательнейшим образом, огонь был настолько плотным, что телохранители, попытавшиеся было отстреливаться прямо через стекла “Вольво”, так и не смогли ничего сделать.

По версии следствия, на вооружении “Севастопольских” имелось несколько автоматов Калашникова, чешских карабинов CZ-527, пистолет-пулеметов “Аграм-2000”, пистолет-пулемет “Скорпион”, пистолет Макарова, винтовка “ТОЗ-8м”, граната Ф-1, магазины к пистолетам АПС, пистолетам-пулеметам “Волк”, глушители и пламягасители, значительное количество боеприпасов. Кроме того, установлено использование при совершении преступлений еще не менее 10 единиц огнестрельного оружия.

Кстати, следователи озвучили если и не поразительный, то уж точно любопытный вывод – роль Дракона в истории “Севастопольских” значительно преувеличена, на пресс-конференции прозвучала даже фраза, что “он скорее бренд”. Мол, всю шумиху вокруг почти что честного коммерсанта из Москвы раздули опять-таки журналисты. Чего следователи не смогли сказать о Сайманове, Утяганове и Моисееве. В отношении последних двоих дело выделено в отдельное производство.

Местонахождение Зуфара Утяганова татарстанским силовикам известно. Его искали во Франции, ОАЭ, Испании, Сербии, а задержали в Черногории. По данным МВД по РТ, в октябре 2009 года по каналам Интерпола от полиции Черногории поступила информация о том, что в городе Котор по подозрению в подделке документа задержан гражданин, представившийся Аликасом Каткевичем, 1955 года рождения, уроженцем литовского города Клайпеда и предъявивший паспорт гражданина Литвы. Он был зарегистрирован в городе Дубаи (ОАЭ). В суде задержанный согласился с предъявленным обвинением в подделке документа и представил еще один, на этот раз якобы подлинный паспорт гражданина России на имя Руслана Ворганова. Однако еще до суда в полицию Черногории поступила информация о том, что на самом деле Аликас Каткевич является гражданином России, имя которого неизвестно, но он разыскивается российскими правоохранительными органами за совершение особо тяжкого преступления. Вскоре экспертам удалось установить совпадение оттисков пальцев рук на дактилоскопической карте Аликаса Каткевича с находящимся в международном розыске Зуфаром Утягановым. При помощи автоматизированной поисковой системы идентификации личности также было установлено сходство фотоизображения Каткевича и разыскиваемого Утяганова.

И деньги тут ни при чем

Еще раз следователи удивили журналистов сообщением о том, что в ходе расследования деятельности “казанских” не изучалась финансовая сторона дела. То есть на какие средства существовали предполагаемые руководители ОПС, где взяли стартовый капитал и откуда брали деньги на развитие бизнеса, в основном ресторанно-гостиничного и игорного, официально не известно.

Между тем сразу после арестов Сайманова и Юсупова в местной прессе стала появляться информация о сотрудничестве последнего с крупными девелоперскими и нефтяными компаниями республики. В частности, с известным оператором коммерческой и жилой недвижимости Татарстана “Сувар-Казань”. Компания известна такими проектами, как крупнейшие торгово-развлекательные комплексы “Сити-центр”, “XL”, “Ривьера” и “Suvar Plaza”. Кстати, через несколько дней после ареста Юсупова и Сайманова правоохранительные органы республики распространили информацию о загадочном исчезновении президента “Сувар-Казань” Бориса Чуба. Сообщалось, что он уехал на своем катере на рыбалку и не вернулся. Спустя две недели, по данным следственного управления республики, его тело обнаружили в Каме.

Уголовное дело объемом 75 томов расследовалось более двух с половиной лет. По делу допрошено свыше тысячи свидетелей и проведено более 200 судебных экспертиз. На скамье подсудимых – помимо Сайманова и Юсупова – Айрат Ханнанов, Александр Кургин, Максим Панаиоти, Дмитрий Миронов, Николай Михайлов, Фарид Фахрутдинов, Александр Зенюк, Марат Ганеев, Рустам Ямалтдинов, Фарит Хабипов, Зуфар Гараев и Андрей Баринов. Девять из них содержатся под стражей, остальные под подпиской, поскольку, как сообщили в республиканской прокуратуре, им не инкриминируется статья “Бандитизм” и они участвовали лишь в одном эпизоде преступной деятельности. Десять подсудимых свою вину признали полностью, Сайманов и Юсупов – частично. Кстати, еще одно отличие “Севастопольских” от других татарстанских ОПС обнаружилось в том, что они сразу отказались и от суда присяжных, и от судебной коллегии из трех судей.

Между тем в ходе следствия уголовное преследование в отношении участников банды по некоторым фактам похищения людей и незаконного оборота оружия и боеприпасов было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Оглашение обвинительного заключения началось в понедельник. На процесс многие из арестованных явились при параде – в рубашках и пиджаках, вот только лица практически все они старались скрыть. Один из подсудимых предстал в медицинской маске, многие прятали глаза под козырьками бейсболок. А вот сам Дракон скрыться от фото- и телекамер не пытался. Перед оглашением обвинения Андрей Баринов, содержащийся отдельно от “братьев по оружию”, попросил судью “посадить его вместе со всеми”. Но судья оставил прошение без удовлетворения. “Сейчас мы все находимся в одном зале. А вам там одному даже комфортнее”, – заключил он.

“РТ” будет следить за ходом процесса.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще