Официально никакой ледовой переправы через Каму возле деревни Котловка в Нижнекамском районе не существует. На деле водители то и дело пересекают здесь реку, игнорируя все запреты.
Противостояние автомобилистов и инспекторов ГИБДД и ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов) начинается, как только лед успевает окрепнуть. Для водителей, которые направляются из Нижнекамска в сторону Казани, незаконная переправа – шанс сэкономить. Цена вопроса – более часа времени, более ста километров пути и около десяти литров сбереженного горючего. Это только в один конец.
На другой чаше весов – жизни людей, рискующих в любой момент оказаться в воде без надежды на чью-либо помощь. В этом районе за состоянием ледового покрова никто не следит. А толщина его может сильно меняться, например, из-за течения на середине реки или промышленных сбросов.
Вывод вроде бы лежит на поверхности. Автомобили на лед не пускать! Что и пытаются делать нижнекамские инспекторы ГИМС и ГИБДД. Их война с водителями, которые пытаются пересечь Каму в неположенном месте, давно приняла затяжной характер.
Чего только не предпринимают представители надзорных органов, пытаясь преградить лихачам путь к реке! Устанавливают щиты-предупреждения, запрещающие знаки, перегораживают выезд на лед бетонными блоками. Но знаки “противник” либо игнорирует, либо и вовсе уничтожает. Даже бетонные блоки умудряется отодвигать в сторону.
Недавно запретную дорогу перекрыли снежными кучами. Пожарные залили их водой, превратив в ледяные глыбы. Не помогло. И только два “КамАЗа” песка позволили приостановить движение автомобилей в сторону Камы. Увы, ненадолго. Водители нашли другой спуск к реке, выше по течению. Попытки перекрыть эту “дорогу жизни” не увенчались успехом до сих пор. Люди продолжают выезжать на камский лед.
Упорство, с каким водители рискуют жизнями, наводит на размышления. Если никакие запреты не могут заставить людей отказаться от переправы, может быть, она здесь просто необходима? И нужно попробовать перевести ее в разряд официальных? Своими сомнениями я поделился с инспектором нижнекамской ГИМС Валерием Болониным.
– Для проезда легкового автомобиля толщина льда должна быть не менее 25 сантиметров. На Каме он сейчас значительно толще, – поясняет инспектор. – Но официальная переправа должна соответствовать всем требованиям безопасности. В частности, нужно благоустроить дороги и спуски, ведущие к переправе. Трасса должна иметь определенную ширину. На ней круглосуточно должны дежурить люди и спецтехника. Вблизи переправы недопустимы стоки теплых вод… Без выполнения всех этих требований ледовая переправа в районе Котловки не может быть санкционирована.
Понятно, что привести ее в соответствие нормативам в этом году уже не удастся. Организации, которая бы взяла на себя расходы и ответственность, не нашлось. Так же, как и в прошлые годы. Планировали как-то открыть ледовую переправу в районе Котловки нижнекамские предприниматели, но и у них дальше планов дело не пошло. Выходит, овчинка не стоит выделки?
Не думаю, что это так. Нелегальный транспортный поток через Каму не иссякает. Да и опыт эксплуатации единственной на сегодня в республике официальной ледовой переправы показывает, что аналогичные зимние трассы имеют право на существование и приносят пользу. Водители переезжают по Волге от поселка Нижние Вязовые до Зеленодольска, нисколько не опасаясь за свою жизнь. А затраты на проезд окупаются экономией топлива и времени. Расходы на организацию зимнего моста через реку вряд ли обернутся для инвесторов убытками.
Другое дело, что задуматься об организации удобного, надежного и безопасного транспортного сообщения, в том числе и сезонного, должны, наверное, не только потенциальные инвесторы, но и районные власти. В Зеленодольске это произошло, и результат налицо. В Нижнекамске подобного пока не случилось. Хотя ледовые переправы позволяют экономить бензин и время и бюджетникам тоже. Согласитесь, есть о чем подумать районной администрации. Ведь зимы в нашей полосе имеют обыкновение повторяться.