Что по ЧОП в этом году

Начало нынешнего года ознаменовалось изменением законодательства о частной охранной деятельности.

Начало нынешнего года ознаменовалось изменением законодательства о частной охранной деятельности. Как подошли к этому участники рынка охранных услуг, все ли из них смогли привести свою деятельность к новым требованиям и как на это реагируют регулирующие органы в системе МВД России? Об этом мы беседуем с полковником милиции Ильдусом Халиловым, начальником отдела организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью МВД по РТ.

– Что сегодня собой представляет охранный рынок Татарстана?

– На начало года в республике насчитывалось почти 700 ЧОПов, из них более 300 – в Казани. Здесь работают около десяти тысяч лицензированных охранников. Охранных холдингов – около десятка. Но, скорее всего, к концу года около 150 ЧОПов прекратят свою деятельность. Хотя каждый месяц регистрируются по пять новых. Что значительно меньше, чем в последние годы.

– По-вашему, такое резкое уменьшение количества предприятий охраны есть прямое следствие изменений в законодательстве?

– Новый закон лишь высветил давно сложившуюся ситуацию, когда некоторые ЧОПы создавались лишь для получения оружия, а охраняли один-два объекта или же вообще действовали только на бумаге. Об этом известно всем, так что пусть теперь на рынке останутся те, кто действительно хочет и может работать.

К сожалению, замечаний к охране много. Уже в новом году мы проверили около полусотни предприятий. Половине вынуждены были выдать предписания об устранении недостатков. Это касается увеличения уставного капитала, лицензирования охранников и других вопросов. За два месяца собираемся проверить все охранные фирмы Татарстана. Но у нас такое ощущение, что об этих нововведениях директора предприятий узнали только сегодня. Хотя давно было известно, что закон вступит в силу с первого января, и мы всех предупреждали об этом.

– В таком случае имеет смысл еще раз озвучить основные изменения, которые вошли в новый закон?

– В первую очередь это касается увеличения уставного капитала ЧОПа до 100 тысяч рублей, а при наличии пульта централизованной охраны и оружия – до 250. Не меньше половины этих средств должны быть оплачены “живыми” деньгами. Учреждать охранные фирмы могут теперь только частные лица, а учредитель не может быть директором какой-либо фирмы. Внутренние службы безопасности предприятий должны трансформироваться в ЧОПы или прекратить существование. Все охранники обязаны иметь лицензию. Они теперь разделены на шесть разрядов, и раз в год должны подтверждать свой статус в учебных центрах, сдавая экзамены. Самый высший – шестой предусматривает работу с оружием и спецсредствами. В случае неисполнения этих и других требований при первом случае контролирующий орган имеет право приостанавливать деятельность охранного предприятия на месяц. А при повторе нарушений суд может и отозвать лицензию.

– Летом прошлого года в республике появилась новая структура, которая призвана объединить и согласовать усилия милиции и частной охраны – координационный совет при МВД по РТ. Что было сделано за полгода и какие планы на будущее?

– Во-первых, сам факт создания совета – уже достижение. Появилась площадка, где между МВД и ЧОПами идет обсуждение спорных вопросов. Заседания проводятся еженедельно под председательством заместителя министра. Кроме этого, свои советы созданы при всех отделах и управлениях милиции. А координационный совет при министерстве уже собирается проводить выездные заседания в районах.

Во-вторых, благодаря совету была упорядочена деятельность групп быстрого реагирования: решен вопрос о включении их в систему единой дислокации сил и средств милиции, определена единая раскраска машин ГБР. Она включает в себя желтую полосу вдоль бортов автомобиля, на которой обозначены названия ЧОПа и его реквизиты. Таких экипажей сейчас в Казани 48.

Но самое главное, что была выделена единая радиочастота для мобильных групп. В дежурной части МВД круглосуточно находится оператор, который доводит информацию о правонарушениях от охранников и связывает их вызовы с экипажами милиции. Благодаря такой координации с июня по декабрь прошлого года раскрыто 282 преступления.

Был наведен порядок и с использованием кнопки тревожного сигнала. Здесь была большая неразбериха с ложными срабатываниями и неправильными действиями охраны. Сейчас разосланы всем единые рекомендации по работе с КТС, проводятся ежедневные инструктажи.

А что касается оценки работы координационного совета, то в начале февраля в Москве он был признан одним из лучших среди таких организаций в субъектах России.

– Как координационный совет реагирует на вопросы обращения оружия в частных охранных предприятиях и проблемы недобросовестной конкуренции?

– В республике практически нет негативной практики неправильного обращения охранников с оружием. Здесь я вижу заслугу как МВД по РТ, так и охранного сообщества. Что касается недобросовестной конкуренции, в частности, переманивания друг у друга объектов, то, с одной стороны, это не входит в наши обязанности как регулятора рынка, а с другой, я об этом слышу, конечно же, не впервые. Стало быть, и этот вопрос можно и нужно вынести на заседание совета.

– Не секрет, что со стороны руководства охранных структур нередки жалобы в связи с частым и массовым привлечением охранников к несению службы вместе с постовыми. Как вы на это реагируете?

– Мы, конечно, тоже слышим такие замечания. В Казани 110 ЧОПов, которые прикреплены к территориальным опорным пунктам охраны общественного порядка. Но мы стараемся привлекать максимальное количество предприятий, а не только тех, кто состоит в координационном совете. Так что работают все. Мы ввели и практику несения службы охранниками-стажерами вместе с участковыми. Обе стороны признают такую работу полезной. Кстати, МВД по РТ в прошлом году, поощряя лучших своих сотрудников в сфере общественной безопасности, впервые ввело номинацию “Частное охранное предприятие или служба безопасности, оказавшие наибольшую помощь в работе общественного пункта охраны правопорядка”.

Игорь СОЛОВЬЕВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще