Автомагнитолы, радиотелефоны, параболические антенны и даже бытовую технику в Республиканском центре медицины катастроф (РЦМК) ухитрялись покупать на деньги, которые выделялись из бюджета РТ на лекарства и медицинское оборудование.
Центр является частью государственной системы предупреждения и действия в чрезвычайной ситуации. Но нужно обладать очень хорошей фантазией, чтобы представить, как скромная автомойка или навороченная автомагнитола могут пригодиться, например, при ликвидации последствий серьезной аварии. Однако почти два с половиной миллиона бюджетных рублей, которые предназначались на приобретение медицинского оборудования и медикаментов, ушли на подобные специфические покупки.
Легко предположить, чем обернулась бы эта внешне безобидная трата казенных денег не по назначению, случись, не дай бог, крупное ЧП. С другой стороны, отдав предпочтение бытовой, а не медицинской технике, руководство центра вряд ли так сильно ослабило его боеспособность. Ведь если следовать букве закона, то служба, предназначенная для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, работать в зоне этих происшествий… не имеет права.
Вот факты, которые обнародовал на недавней коллегии Счетной палаты Татарстана ее аудитор Ильнур Мубараков. Республиканский центр медицины катастроф не прошел обязательную аттестацию. Он не имеет свидетельства на право ведения работ по ликвидации медико-санитарных последствий в зоне чрезвычайной ситуации. А врачей и специалистов среднего медицинского персонала в РЦМК значительно меньше, чем должно быть в подобном формировании.
В состоянии ли центр оказать необходимую помощь в экстремальных условиях, если врачами он укомплектован менее чем на- половину от штатного расписания, младшим медперсоналом – немногим более чем на треть? По данным на конец 2009 года, здесь катастрофически не хватало хирургов, врачей скорой медицинской помощи, анестезиологов-реаниматологов. Насколько велик дефицит ключевых специалистов, видимо, еще предстоит уточнить: штаты не согласованы ни с Минздравом, ни с Минсоцтруда, ни с Минфином республики. Зато причина кадровых брешей ясна уже сейчас. По мнению аудитора, это отсутствие доплат, предусмотренных за аналогичную работу на станциях скорой медицинской помощи. Директор РЦМК Глеб Алексеев подтверждает: средняя зарплата в центре на пять тысяч рублей меньше, чем в подобных медучреждениях.
Не хватает кадров – простаивает дорогостоящее оборудование. Например, аппарат УЗИ для абдоминальных исследований (стоит 2,6 миллиона рублей) не используется более трех лет – нет врача ультразвуковой диагностики. А ведь где-нибудь в поликлинике или больнице о таком аппарате наверняка даже не мечтают. Как не мечтают и о парке “лишних” автомобилей. Когда Счетная палата Татарстана проверяла деятельность РЦМК, не эксплуатировались восемь из тридцати автомашин центра.
Зато один из автомобилей, видимо за ненадобностью, неоднократно предоставлялся начальнику отдела кадров Минздрава РТ – для поездок в Альметьевский, Буинский районы, Набережные Челны и даже Уфу.
А вот склад РЦМК, наоборот, эксплуатировался по полной программе. Правда, не центром медицины катастроф, а коммерсантами, которые каким-то непонятным образом захватили помещение площадью 238 квадратных метров, перепланировали его и разместили в нем производственное оборудование. В РЦМК, похоже, этим не сильно опечалились, поскольку, как объяснили, все равно не могли использовать склад по причине его удаленности и отсутствия свободного доступа на территорию (собственником земельного участка является ЗАО “Декор”).
Коммерсантов названные препоны не испугали. Они наверняка и дальше продолжали бы успешно использовать чужие помещения, если бы центр, естественно, по требованию ревизоров, не направил фирме претензионное письмо о немедленном освобождении помещений склада.
Общая сумма финансовых нарушений, выявленных ревизорами в РЦМК, составила 7,9 миллиона рублей. Эта цифра прозвучала, напомним, на заседании коллегии Счетной палаты Татарстана, где были рассмотрены итоги проверки Республиканского центра медицины катастроф на предмет использования им бюджетных средств, выделенных в 2007-2008 годы и за 9 месяцев 2009 года.