Взимание штрафов за нарушение правил дорожного движения и нарушения служебной дисциплины сотрудниками Управления ГИБДД МВД по РТ стали предметом обсуждения на совещании этого ведомства в рамках разговора об итогах оперативно-служебной деятельности в 2009 году и задачах на 2010 год.
Эти два вопроса действительно находятся в зоне особого внимания, потому и список приглашенных оказался весьма солидным – в президиуме были прокурор Татарстана Кафиль Амиров, министр внутренних дел Асгат Сафаров, заместители председателя Верховного суда республики Марат Хайруллин, министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Владимир Насонов, руководители Управления Федеральной службы судебных приставов Хамит Шарипов и Управления Госавтодорнадзора по РТ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Борис Смирнов.
Начальник Управления ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов в своем выступлении лишь вскользь отметил, в общем-то, неплохие результаты работы службы в прошедшем году (достаточно сказать, что без малого два миллиона нарушений ПДД было пресечено стражами дорог, статистика отмечает и улучшение практически всех основных показателей работы Гос-автоинспекции), в основном сосредоточившись на недостатках.
Так, по мнению главы татарстанской ГИБДД, не до конца выполненной остается задача реализации принципа неотвратимости наказания за административные нарушения. Да, разговор шел о неуплате штрафов за нарушение правил дорожного движения. У этой проблемы как минимум две причины. Первая заключается в банальном игнорировании нарушителями решения суда об административном взыскании. То есть и штраф выписан, и оспаривать решение суда нарушитель не пытается. Не платит – и все тут. В прошлом году за неуплату штрафов в суды было направлено более четырех с половиной тысяч административных материалов, на основании которых в отношении трех с половиной тысяч нарушителей применены санкции в виде штрафа и по 990 фактам – в виде административного ареста. Что уж греха таить, некоторые нарушители о долгах вспоминают, лишь приехав на станцию техосмотра или за какой-нибудь справкой в ГИБДД.
И уж тут-то их, что называется, берут за жабры… Пока не заплатишь – техосмотр не пройдешь. Насколько законна такая мера? По мнению прокурора республики, – вполне, ведь нигде в законе не написано, что этого делать нельзя. А раз не запрещено, значит, разрешено. Тем более что просто требование уплаты штрафа в таком случае весьма гуманно: на самом деле нарушителя надо бы под арест – это уже точно по закону.
Служба судебных приставов всеми возможными способами тоже “выколачивает” штрафы с нарушителей. На ее долю в прошлом году пришлось более 205 тысяч материалов с истекшим сроком оплаты, вот только без малого семьдесят тысяч таких дел и по сей день не завершены.
По итогам 2009 года было выявлено 537 фактов нарушений служебной дисциплины сотрудниками ГИБДД. “Уверен, мы проявляем излишнюю либеральность к провинившимся сотрудникам, – сказал министр Асгат Сафаров. – До сих пор мы их просто увольняли, но, думаю, стоит доводить такие факты до суда. Наша общая задача – искоренить это зло”. О каком зле речь? О халатности и, конечно, о взятках. Правда, здесь стоит отметить, что число инспекторов-взяточников нынче существенно ниже, нежели в предыдущие годы. Однако уже в январе текущего года выявлено четыре факта нарушений служебной дисциплины и законности. Все они доведены до прокуратуры республики. В одном случае инспектор вымогал взятку в размере 10 тысяч рублей за несоставление протокола. Министр внутренних дел РТ объявил выговор командиру полка ДПС по Казани и приказал незамедлительно принять меры по искоренению подобных фактов.
Как мудро заметил Кафиль Амиров, в каждом факте взятки как минимум два участника – взяткобратель и взяткодатель. То бишь водитель. Оспорить сей постулат трудно. Менталитет, что ли, у нас такой? Вместе с тем ни один российский водитель, будучи за рубежом, не решится предложить “барашка в бумажке” местному полицейскому. Как вы думаете, почему?