Борьба с задержкой зарплаты, а также проблемы среднего и высшего образования стали основными темами на итоговой за 2009 год коллегии органов Прокуратуры РТ.
Кафиль Амиров подверг критике своих подчиненных: только после его личного вмешательства в ряде районов республики удалось добиться выплат зарплаты. Хотя прокурор РТ в течение минувшего года не раз отмечал, что в условиях кризиса органы прокуратуры должны отдавать приоритет сфере трудовых отношений.
Кафиль Амиров подчеркнул, что уровень безработицы в республике сегодня составляет 2,6 процента от численности экономически активного населения, что ниже, чем в целом по стране. Этого удалось добиться в том числе благодаря пресечению прокуратурой попыток массовых увольнений на предприятиях “по собственному желанию”.
Все помнят: как только заговорили о “всемирном финансовом кризисе”, на больших предприятиях начались так называемые “оптимизации”. К примеру, только за один день с одного из казанских заводов “по собственному желанию” уволились более 600 человек. Помимо прочего, как отметил прокурор РТ, удалось добиться выплат пособий по безработице, установленных Правительством РФ.
Кафиль Амиров призвал коллег и подчиненных уделять также больше внимания соблюдению законодательства в образовательной сфере. “У нас сегодня чуть ли не в каждой подворотне какой-то институт”, – возмутился прокурор республики. Слова его подтверждает статистика. В минувшем году в результате проверок была приостановлена деятельность 92 представительств вузов, выявлено более 300 нарушений закона об образовании. Среди распространенных нарушений – несоблюдение контрольных нормативов, чем продол-жают грешить Казанский филиал Российского государственного университета туризма и сервиса, Набережночелнинский филиал Казанского государственного технического университета им. Туполева, Буинский филиал Академии социального образования, Казанский институт предпринимательства и права.
В некоторых представительствах вузов вообще отсутствуют свидетельства эквивалентности российскому аттестату о среднем образовании соответствующих документов иностранных преподавателей. К примеру, в последнем вузе, по словам Кафиля Амирова, на работу приняли иностранного гражданина, не имея на это права. А в Восточной экономико-юридической гуманитарной академии заместитель директора института, имея образование экономиста, расписывался в зачетках за принятие экзаменов по философии, английскому языку и даже уголовному праву. В филиале же Нижегородского государственного лингвистического университета и все в том же Казанском институте предпринимательства и права вообще перешли на “сдельно-премиальную” форму при приеме зачетов и экзаменов. За их пересдачу там была установлена отдельная плата.
Понятно, коль уж зашла речь об образовании, тема пресловутых школьных поборов не могла остаться незамеченной. Присутствовавший на заседании мэр Казани Ильсур Метшин отметил, что у каждого явления есть свои причины, в данном случае это – нехватка средств. “Закон разрешает помогать школам материально, но это должно быть прозрачно”, – заключил градоначальник. Акцент на прозрачности сделал и Кафиль Амиров, заметив, что его “смущает” то, на что расходуются родительские деньги. “В одной из школ мне сказали: “А на собранные родителями деньги мы купили в приемную директора диван, холодильник и чайный сервиз. Кстати, хотите чаю?” Чай пить я тогда отказался”, – заметил прокурор РТ.
В работе коллегии также приняли участие первый заместитель Премьер-министра Равиль Муратов, заместитель Председателя Госсовета Александр Гусев, руководители министерств и ведомств.