Учительница одной из казанских школ вымогала деньги у своих учеников, унижала их, даже избивала. Эта история стала достоянием общественной гласности благодаря “бдительности” нескольких родителей.
В телесюжете об этой ситуации журналист пытается представить, насколько это позволяют рамки новостийного репортажа, все стороны конфликта, в том числе уже уволенного педагога. Она сидит спиной к телезрителю. Зато мамы, выводя на чистую воду бывшего наставника своих детей, охотно позируют перед камерой, при макияже и модных прическах. Микрофон предоставляется и мальчику лет девяти. Не поднимая глаз, он с натугой (то ли от испуга перед камерой, то ли вспоминая текст) повествует нам: учительница требовала деньги, называла нехорошими словами, он боялся ходить в школу, потому что она его била…
Между тем об отношениях между взрослыми и детьми в этой школе мне известно не понаслышке. Муж после сокращения на работе устроился в эту школу сторожем. Помогая ему, я не раз становилась очевидцем безобразного поведения некоторых учеников. Например, тринадцатилетние девушки расписали нецензурными словами стоящий во дворе автомобиль. Сигнализация не сработала, поэтому они, надеясь на безнаказанность, попытались даже проникнуть внутрь салона. Более всего в этой истории меня возмутило то, что, будучи задержанными милицией, дети ничуть не раскаялись, напротив, стали угрожать взрослым: наши родители с вами разберутся, пожалеете! И действительно, на выручку чадам явились две дамы. Одна представилась мамой одной из задержанных девочек, другая – свидетельницей: оказывается, она видела, как… девочки просто гуляли, а их схватили за волосы, повели, заломив за спину руки… Дам не остановило даже то, что факт правонарушения, совершенного девушками, подтвержден показаниями людей, гулявших аккурат напротив места действия. Женщины устроили настоящее шоу по всем правилам жанра: обещание писем в роно, министерство, прокуратуру, вызов телевизионщиков… За всем этим с удовольствием наблюдали дети, хихикая и поддакивая: точно-точно, тащили за волосы, избили, все тело болит…
Так вот, когда я смотрела описанный выше телесюжет про учительницу-тирана, то в одной из выступавших мам узнала ту “свидетельницу”, которая, не моргнув глазом, заявляла: она, дескать, видела, как девочки невинно гуляли, а их избили взрослые. А с ее девятилетним сынишкой пообщался мой муж – пока взрослые участники конфликта допоздна заседали в школе, мальчика оставили на сторожа.
– Что произошло? – спросил муж у ребенка.
– Не знаю.
– Говорят, учительница была плохая?
– Хорошая.
– Она тебя била?
– Не знаю.
Помнится, в сюжете было сказано, что этот мальчик боится ходить в школу из-за побоев…
– Как издевалась над вами учительница? – спросила я одноклассника героя сюжета.
– Поставила одного мальчика в угол.
– Била?
– Нет, – подумав. – А да, вот так (показал ладошкой вскользь по макушке).
Я согласна – детей бить нехорошо. Но напрашивается вопрос: почему родители воспитывают своих чад так, что единственным способом воздействия на них является тумак? Среди недовольных родителей была мама мальчика, который, по словам даже одноклассников, совершенно неуправляем – постоянно на уроке кричит и стучит.
А вообще, примеров детского беспредела в этой школе более чем достаточно. Ученика шестого класса поймали с поличным – с деньгами, пропавшими у уборщицы, которая только что получила аванс в 700 рублей. Мальчик, ничуть не растерявшись, заявил, что мама дает ему такую сумму ежедневно на карманные расходы. На следующий день – скандал в школе. Мама требует компенсации за нанесенное оскорбление, потому как она, действительно, имеет возможность одаривать сына такими суммами – ее зарплаты на это хватает. Уборщицу вынуждают извиниться.
Третьеклассник обварил свою учительницу кипятком. Испытывая жуткую боль, женщина отчитала его и поплатилась за это. “Она избивала и оскорбляла ребенка”, – стенала мама в стенах школы.
Группа шестиклассников сбила с ног проходившую в районе школы старушку и развлекалась, забрасывая ее “бомбочками”. Смельчаков, отважившихся призвать хулиганов к ответу, не нашлось. Оно и понятно: а вдруг у тех тоже найдутся свидетели, которые покажут, что старушка сама напала на ребятишек, избила их, оскорбляла нежную детскую психику матом?
Взрослые боятся детей – вот он, плод современной педагогической политики. О том, что проблема детского произвола актуальна для всей страны, могу судить по такому факту. В октябре на радио “Эхо Москвы” обсуждалась газетная статья о том, как одна учительница попросила нескольких пап проучить подростков, долго и безжалостно терроризировавших всю школу. Четверо мужчин намяли бока десятерым отрокам. Был проведен интерактивный опрос среди слушателей. Так вот, 96 процентов позвонивших одобрили действия взрослых! А ведь аудитория “Эха” состоит в основном из интеллектуальных россиян.
Но в целом можно констатировать: наше общество не в состоянии справиться с волной детского насилия. А что будет завтра, когда подрастут дети, в чьей среде доблестью считается не благородный поступок, а умение избежать ответственности за совершенную гадость? Дети, у которых нет не только уважения к старшим – элементарного чувства сострадания.
А почему молчит педагогическое сообщество? Где ваша, дорогие учителя, профессиональная солидарность? Или слишком силен страх, что выступление в защиту коллеги спровоцирует ком обвинений в профнепригодности?
Не так давно в СМИ обсуждалось мусорное ведро, которое надела на голову ребенка учительница за то, что он зевнул. Предлагаю посмотреть на эту историю без эмоций, со стороны холодного рассудка и логики. Нормальный человек надеть ведро на чью-то голову ни с того ни с сего не может. Выходит, учительница буйно помешана? Психически ненормального, опасного для общества человека допустили к преподавательской деятельности? Маловероятно. Значит, остается другое: “хороший мальчик” так упорно и изощренно издевался над взрослым человеком, что очередная его выходка лишила ее самообладания – в состоянии аффекта она сделала то, что сделала, пусть таким уродливым способом, но защитила свое человеческое достоинство. А учитель с униженным достоинством может воспитать, по-моему, только беспринципных, равнодушных амеб.
Не хочу брать на себя роль адвоката современной российской школы – из личного опыта знаю, что педагоги бывают разные. Но давайте признаем: школьный учитель, который сегодня унижен мизерной зарплатой, который испытывает постоянные стрессы, социально сегодня не защищен! Если так будет и дальше, то нетрудно представить, что в скором будущем ни один человек в здравом уме и твердом рассудке не рискнет избрать работу учителя делом жизни.
Наталья ЧЕРНОВА.