Согласно результатам проведенного в прошлом году социологического опроса, коррупцию в Татарстане “очень частым явлением” считают уже не 37 процентов респондентов, как было раньше, а “всего” 28. Но радоваться особо нечему. Брать стали реже, но больше.
По данным республиканского УБЭП, по-прежнему наиболее коррупционными остаются процедуры оформления земельных участков, распределения и расходования бюджетных средств, распоряжение республиканской и муниципальной собственностью, поступление и сдача экзаменов в вузах, освобождение от прохождения воинской службы. Между тем на традиционном брифинге в Кабинете Министров во вторник заместитель министра внутренних дел по линии БЭП Рафаиль Гильманов отметил, что больше всего коррупционных преступлений было выявлено в сферах образования, здравоохранения и в агропромышленном комплексе. Дело в том, что взяточничество всегда носит латентный характер, особенно когда дело касается внушительных сумм. За прошлый год МВД по РТ зарегистрировало 603 преступления против государственной власти, половина из которых – взяточничество. По словам Рафаиля Гильманова, 2009 год оказался самым “урожайным” за последние пять лет по делам о получении взяток – было возбуждено 94 дела.
Вместе с тем самой коррумпированной структурой респонденты прошлогоднего опроса назвали Госавтоинспекцию, хотя, если верить статистике, это далеко не так. Говоря о результатах социологического опроса, министр экономики Марат Сафиуллин отметил, что всего было опрошено чуть больше двух тысяч татарстанцев, отдельно поинтересовались мнением и 250 предпринимателей. Неизвестно, кривили ли душой респонденты, но почти 80 процентов из них заявили, что им не приходилось ни попадать в коррупционную ситуацию, ни давать взяток. Получается как в “предвыборном” анекдоте: 90 процентов опрошенных считают, что на выборах победит Иванов, хотя сами они за Иванова голосовать не намерены. По-прежнему среди причин, подталкивающих дать взятку, – отсутствие времени, желание добиться расположения какого-либо чиновника, а иногда и просто “потому, что так принято”.
Иначе как объяснить то, что человек сует врачу деньги, чтобы его осмотрели вне очереди, хотя за ту же сумму можно посетить и платного специалиста.
Пока исследователи во всем мире пытаются разобраться в истинных причинах коррупции, их сходу назвали татарстанские предприниматели. По их мнению, это недостаточный контроль за доходами чиновников, высокие налоги и неадекватно мягкое наказание за взяточничество. Вместе с тем около 50 процентов опрошенных признали, что сами являлись инициаторами коррупционной сделки. А вот те, кто столкнулся с вымогательством “вознаграждения” и отказался от сделки, сообщать об этом в правоохранительные органы не спешат.
Впрочем, терроризируемые чиновником-мздоимцем граждане прекрасно понимают: даже в том случае, если заявление ляжет на стол следователя, не факт, что вымогатель понесет наказание. “Мы никак не можем успокоиться, – признался журналистам Рафаиль Гильманов. – Председатель палаты земельных и имущественных отношений Высокогорского района вымогал семнадцать миллионов, успел взять семь, а получил за это… пять лет условно! Я не могу ставить приговор суда под сомнение, но это – вопиющий факт. Сколько сил мы потратили на разработку, сколько времени и – пять лет условно…”