Практически каждый правообладатель объекта недвижимости рано или поздно сталкивается с необходимостью оформления документов на свой земельный участок или объект капитального строительства. И тогда он неизбежно попадает в кадастровую палату.
Напомним, что с 1 июня этого года федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата” по РТ наделено полномочиями органа кадастрового учета.
– Наше учреждение – это огромное производство по обработке информации, первоначальное звено в системе регистрации прав на объекты недвижимости, где конечный результат – получение заявителем свидетельства о праве собственности, – говорит его директор Ленара Музафарова. – Но решить все вопросы и максимально упростить процедуру регистрации прав собственности на объекты недвижимости невозможно усилиями только одного ведомства. Поэтому учреждение взаимодействует с другими государственными органами, а особенно тесно – с Управлением Росреестра по РТ. Результат сотрудничества уже стал известен многим гражданам нашей республики. Чтобы затруднения заявителей при обращении в наши ведомства были сведены к минимуму, созданы условия для одновременного приема документов на изготовление кадастрового паспорта и на регистрацию прав собственности. Работа в этом направлении ведется в Казани с сентября прошлого года, а с февраля этого года – и на территории всей республики.
В чем преимущества совместного приема заявлений? Во-первых, подав все документы в кадастр, гражданину не придется повторно обращаться сюда за готовым кадастровым паспортом, чтобы сдать его в орган, регистрирующий право собственности. Паспорт будет передан регистратору без участия заявителя. Во-вторых, срок оформления кадастрового паспорта и в конечном итоге свидетельства о государственной регистрации права собственности может заметно сократиться, поскольку и эти процедуры проходят одновременно.
Правда, воспользоваться возможностью подачи документов в порядке совместного приема могут только те заявители, у кого сведения об объекте недвижимости содержатся в базе данных государственного кадастра недвижимости. Кроме того, эти сведения должны устраивать заявителя и соответствовать информации, содержащейся в его правоустанавливающих документах.
К тому же, по словам Ленары Музафаровой, работа осложнена тем, что орган кадастрового учета и структура, регистрирующая права собственности на недвижимость, обязаны работать по своим нормативно-правовым актам. Найти компромисс, который не противоречит действующему законодательству, – это первое, с чем пришлось столкнуться ведомствам. Ленара Музафарова добавляет:
– Не каждая процедура, связанная с предоставлением государственных услуг в сфере кадастрового учета объектов недвижимости, гарантирует в конечном итоге получение кадастрового паспорта. Некоторых заявителей не устраивает информация, которая содержится в базе данных государственного кадастра недвижимости, и тогда разъясняется порядок внесения изменений в кадастр. Если представляются документы о межевании, которые подготавлены сторонними организациями, учреждение не гарантирует качество этих документов и изготовление кадастрового паспорта. В таком случае мы принимаем заявление в обычном порядке.
Вероятно, у кого-то упрощенная схема вызовет недоверие. Специалисты, непосредственно занятые организацией совместного приема документов от заявителей, регулярно сталкиваются с недопониманием со стороны населения. Ведь госструктуры десятилетиями приучали людей к бумажной волоките, отправляя заявителей по организациям-близнецам для получения заветного документа. Но уже к декабрю текущего года более шести тысяч регистраций прав на недвижимость проведено по документам, поступившим в порядке совместного приема заявителей.
Лилия ФАТЫХОВА.