Казанские сыщики стряхнули пыль с давнишних дел

Из Москвы в столицу Татарстана доставят возможного организатора покушения на Хайдера

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

Из Москвы в столицу Татарстана доставят возможного организатора покушения на Хайдера

 

В начале прошлой недели стало известно, что в Москве задержан уроженец Казани Андрей Баринов. Барина (так он фигурирует в материалах уголовного дела) татарстанские сыщики подозревают в причастности к покушению на убийство лидера казанской ОПГ “Савинка”. Тогда Андрей Баринов был активным участником ОПС “56-й квартал”. Более того, по оперативным данным, Баринов успел “наследить” и в свою бытность активным участником известного ОПС “Севастопольские” – его подозревают ни много ни мало в покушении на “авторитета” российского масштаба Хайдера.

Информацию о том, что Андрей Баринов обвиняется и в покушении на убийство бывшего лидера казанского преступного сообщества “Жилка” Хайдара Закирова (Хайдера), татарстанское следственное управление распространило на следующий день после задержания Барина. Что касается сотрудников татарстанского уголовного розыска, то о прямой причастности Барина к покушению на Хайдера они не говорят. Однако и не исключают, что эта версия может подтвердиться. Участника “56-го квартала” задержали оперативники татарстанского уголовного розыска совместно с сотрудниками Департамента уголовного розыска МВД РФ в Москве. Там Баринов проживал на одной из двух своих квартир. Официально он числился безработным.

Война на невидимых фронтах

Организованное преступное сообщество “56-й квартал”, как и ему подобные преступные формирования, выросло из молодежной группировки. Его члены стали именовать себя “пятьдесятшестовскими”, поскольку большинство из них проживало на территории одноименного казанского микрорайона. Как и другие участники молодежных группировок тех лет, члены “56-го квартала” “бились за асфальт” в своем Ново-Савиновском районе, затем предпочли заняться коммерческой деятельностью, попутно “крышуя” мелких предпринимателей.

В принципе, “пятьдесятшестовские” не гремели так на всю республику, как, скажем, их соседи из “Кинопленки”. Однако они заметно активизировались в середине 90-х, а именно после гибели своего лидера Евгения Сватеева в 1995 году.

Одно время в похищении и убийстве Сватеева следствие подозревало еще одного “авторитета” ОПС по прозвищу Прокай, освободившегося из заключения незадолго до того убийства. Тем не менее прямых доказательств не нашлось. Очередного руководителя “56-го квартала” Бориса Старкова похитили в 2001 году. Причем его затолкали в машину практически на территории, подконтрольной его же группиров-

ке – на улице Декабристов. Больше его живым никто не видел. Зато спустя пять лет появилась информация о Сватееве: в районе улицы Амирхана обнаружена отрезанная мужская рука с перстнем-печаткой на пальце. Знающим людям было известно, что это ювелирное изделие принадлежало Сватееву.

Но это было потом, а сразу же после исчезновения Сватеева все подозреваемые в похищении, в том числе Прокай, были объявлены в розыск. Весной 2002 года двоих из тех, кого удалось задержать и усадить на скамью подсудимых, признали виновными в инкриминируемых преступлениях. Третий обвиняемый по тому же уголовному делу остался на свободе, поскольку его причастность к похищению доказать не удалось.

Прокай к тому времени находился уже в федеральном розыске. Оперативники знали, что он перебрался в Москву, а в Казань наведывается изредка, в том числе чтобы “разрулить” некоторые спорные вопросы между местными группировками. При этом он демонстрировал не только очевидные дипломатические способности, но и умение тщательно конспирироваться. Поймать Прокая удалось лишь в декабре 2004-го, причем в Сочи. Помогла ориентировка, по которой тамошние милиционеры опознали казанского “авторитета”. Но в следующем году Ново-Савиновский суд Казани полностью его оправдал, сочтя вину недоказанной. Один из ключевых свидетелей в суде кардинально изменил свои показания, данные прежде на следствии. Так что “авторитет” оказался за решеткой лишь  спус-тя несколько лет – по другому уголовному делу.

Именно после убийства Евгения Сватеева у руля “56-го квартала” встали Олег Гринин, Виталий Чирков и Ринат Князьханов, всем им тогда было около 40 лет. К этому периоду деятельности банды (впоследствии некоторым членам ОПС были предъявлены обвинения в бандитизме) правоохранительные органы и относят криминальное соло Барина. Некоторое время он старался держаться в тени, по мелочам предпочитал не “светиться”.

Перед тем как перевернуть очередную страницу всей этой истории, несколько слов о причинах, побудивших татарстанских милиционеров вплотную заняться “56-м кварталом”. Причиной тому, в частности, послужило нападение членов этого ОПС на бойцов СОБРа.

Летом 2005 года, как следует из материалов дела, несколько молодых людей, причастных к “56-му кварталу”, напали на милиционеров на пляже в районе остановки “Молодежный центр”. Пьяная молодежь приставала к девушкам на пляже, милиционеры вступились за одну из них, завязалась небольшая потасовка. А когда конфликт был, можно сказать, исчерпан, и собровцы направились к автобусной остановке, их догнали молодчики с пляжа. В то же время с другой стороны дорогу им перегородили несколько машин, откуда с бейсбольными битами выпрыгнули еще несколько человек. В больницу милиционеров доставили с ушибами, переломами и ножевыми ранениями. Вскоре все нападавшие были задержаны, а спустя год наручники защелкнулись и на запястьях Прокая. Также на скамье подсудимых оказался весь “руководящий состав” преступного сообщества.

Однако до того “пятьдесятшестовские” успели немало накуролесить в городе. Разлад в рядах “56-го квартала” начался, когда полыхнула криминальная война между ОПС “Жилка” и союзом группировок, называвшимся “Севастопольские”. В состав “56-го квартала” входила группировка “Савинка”, руководил ею казанец по прозвищу Хомяк. Когда “Жилка” стала воевать практически со всей Казанью, “Савинка” примкнула к ОПС Хайдара Закирова, остальная же часть “56-го квартала” осталась с “Севастопольскими”. По некоторым данным, раскол инициировал именно Хомяк.

Задание тезки провалили

Согласно материалам уголовного дела, Хомяка в 1998 году “заказали” тогдашние лидеры “56-го квартала”. Этому решению предшествовали неоднократные конфликты. Оно и понятно, ведь свою принадлежность группировки поменяли, а территория и кое-какие интересы остались прежними. К примеру, одна из автостоянок.

Само собой, ни “56-й квартал”, ни “Савинка” не хотели сдавать ее бывшим соратникам, враз ставшим конкурентами. Договорились дежурить на автостоянке посменно: неделю  – одни, неделю – другие. Вскоре “пятьдесятшестовские” предъявили партнерам претензии: мол, в их смену и колеса протыкают, и бензин сливают – в общем, так работать нельзя. И забрали объект разлада полностью под свой контроль. Через неделю на стоянке сгорела одна из машин. Само собой, хозяева подумали, что к этому причастны “савинковские” и приехали к ним на “сходняк” с автоматами… Все остались живы, но пять человек получили серьезные ранения, в том числе сам Хомяк. Однако этого, видимо, “пятьдесятшестовским” показалось мало.

За помощью и советом они обратились к ближайшим соратникам – “Севастопольским”. Те одобрили решение “убрать” лидера “Савинки” и направили в помощь казанским коллегам двух бывших “пятьдесятшестовских” Андрея Баринова и Андрея Андреева. К 1998 году они сменили Казань на Москву, и, поскольку в свое время проживали на территории 56-го квартала, уже состояли в рядах “Севастопольских”.

По словам оперативников татарстанского УГРО, Баринов славился своими организаторскими способностями. Уже через несколько дней в Казань были доставлены автомобиль “УАЗ”, снайперская винтовка, карабин и самодельное взрывное устройство. Все это “добро” спрятали на базе одного из санаториев. По плану организаторов, конкурента решено было взорвать в своей машине, когда тот утром отправится по делам. Прикрывать взрывника должен был второй киллер со снайперской винтовкой – на тот случай, если Хомяк выживет. Все лидеры “56-го квартала” от столь четко продуманного плана пришли в восторг.

К убийству готовились тщательно. Долгое время следили за передвижением объекта, изучая его привычные маршруты. И, наконец, в одну из ноябрьских ночей 1998 года заминировали джип Хомяка. Когда он утром вышел из подъезда своего дома на улице Голубятникова и сел в ожидавший его “Паджеро”, дежурившие неподалеку “пятьдесятшестовские”, как полагает следствие, нажали на кнопку дистанционного устройства. Однако взрыва не последовало.

Ситуация аховая: задание не выполнили, объект скрывается, а если он или его охрана обнаружат мину под днищем, всему плану конец. Киллеры решили следовать за Хомяком. Пока один рулил, второй усиленно давил на кнопку. Остальные уже были готовы расстрелять машину из автоматического оружия…

То был не их день. “Савинковскому” авторитету удалось скрыться, даже не подозревая о грозившей ему опасности. Как выяснилось позже, неисправным оказалось само взрывное устройство. Вскоре киллеры попытались вновь “достать” Хомяка. Но его охранники вычислили наблюдение, и “авторитет” надолго исчез из Казани. По данным уголовного розыска, больше “пятьдесятшестовские” не покушались на лидера “савинковских”. В итоге получилось что-то вроде худого мира взамен хорошей войны.

А почерк похож…

Видимо, в татарстанском следственном управлении солидарны с коллегами из уголовного розыска по поводу прекрасных организаторских качеств Андрея Баринова. Поскольку из всех  “Севастопольских” именно он обвиняется в участии в одном из самых громких эпизодов криминальной войны крупнейших российских преступных сообществ, а именно: в покушении на лидера “Жилки” Хайдера. Как сообщили в республиканском следственном управлении, в августе прошлого года Баринову заочно было предъявлено обвинение по статьям УК “Покушение на убийство” и “Убийство”.

В Хайдера стреляли 6 октября 1995 года в доме № 128 по проспекту Энгельса в Санкт-Петербурге. Как только двери лифта открылись, киллеры начали буквально поливать огнем из автоматов находящихся в нем людей. Двое телохранителей Хайдера скончались на месте. Позже эксперты насчитали в кабине лифта 94 пулевых отверстия. Однако, несмотря на это, лидеру “Жилки” удалось выжить. Поразительно, но в ту же ночь Хайдер пережил еще одно покушение! В палату, где он находился после того, как попал под шквальный огонь, ночью влетела граната. Неизвестно по какой причине, но за час до этого казанского “авторитета” перевели в соседнюю палату. Это в очередной раз и спасло ему жизнь.

Но после этого Хайдер прожил всего год. В августе его машину расстреляли на улице Руднева в Санкт-Петербурге. Ни у следствия, ни у уголовного розыска нет информации о причастности Барина к очередному покушению на Хайдара Закирова. Однако вновь поражает безупречная его организация. Когда “Мерседес” Хайдера остановился на перекрестке, рядом с ним прозвучала автоматная очередь. Как только охранники заняли круговую оборону, готовясь отразить налет с использованием автоматического оружия в непосредственной близости, Хайдера выстрелом в голову убил снайпер, прятавшийся на одной из крыш. И опять же в покушении участвовал не один стрелок, а настоящая боевая единица – снайперская пара. Второй киллер находился на крыше дома напротив.

Любопытно, что о раскрытии убийства лидера “Жилки” журналистам заявил лично министр внутренних дел по РТ Асгат Сафаров летом прошлого года. Однако имена троих предполагаемых заказчиков и исполнителей громкого дела министр не назвал, сославшись на интересы следствия. Тогда же было объявлено, что двое подозреваемых по этому уголовному делу находятся в розыске. Является ли Андрей Баринов кем-то из тех, о ком говорил в прошлом году Асгат Сафаров? Такая информация пока не разглашается. Узнать об этом удастся лишь после того, как следствие по делу будет окончено.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще