Ежегодно на автодорогах Татарстана погибает от 700 до 800 человек. Около семи тысяч получают травмы, некоторые становятся инвалидами. Проблема высокой смертности на дорогах волнует не только Россию, где каждый год на дорогах гибнет 35 тысяч человек и 250 тысяч получают травмы, она знакома многим странам. Причем настолько, что с 2004 года в каждое третье воскресенье ноября ежегодно на всех континентах вспоминают жертв автомобильных катастроф.
В этом году всемирный День памяти пришелся на 15 ноября. Республиканское управление ГИБДД МВД еще раз напомнило автомобилистам о необратимости последствий нарушения некоторых правил дорожного движения, протащив через весь город на эвакуаторе груду металла, до аварии бывшего автомобилем. В нем не выжил никто. С начала этого года в республике произошло более 4725 подобных аварий, в результате 570 человек погибли и 5911 получили травмы. Жертвой высоких скоростей и наплевательского отношения некоторых водителей ко всему окружающему стал 21 ребенок, 460 детей получили травмы. Здесь поспорить трудно – действительно, нам есть кого вспоминать каждое третье воскресенье ноября.
Идея ежегодного Дня памяти первым пришла в голову сотрудникам британского благотворительного фонда помощи жертвам ДТП, которые отмечают эту дату с 1993 года. В мае 1995 года делегаты Генассамблеи Европейской федерации жертв ДТП поддержали идею общего Дня памяти. Через три года эта дата “вышла за пределы” Европы. Всемирный День памяти впервые был проведен в 2007 году. В том числе и в нашей стране.
Тем не менее странно, почему “автомобильные” чиновники подхватили инициативу иностранных коллег лишь после того, как Президент РФ объявил высокую смертность на дорогах угрозой национальной безопасности. И угроза эта нарастает с каждым годом. На сегодняшний день вследствие автокатастроф Россия теряет от двух до двух с половиной процентов ВВП ежегодно. Западные социологи даже придумали специальный термин, обозначающий последствия нашей автомобильной “войны”, – “русский крест”. По прогнозам экспертов Международной автомобильной федерации, если отношение к проблеме дорожно-транспортного травматизма не изменится, то к 2020 году ДТП могут стать третьей основной причиной смертности населения планеты. К нашей стране и, в частности, республике, этот прогноз имеет прямое отношение.
Поначалу борьба властей с автомобильным беспределом началась довольно просто. На примере нашей республики это, допустим, выглядит так: “прочертили” через весь Татарстан сплошную линию. Не помогло. Увеличили наказание за отдельные виды нарушений – та же ситуация. Приятно осознавать, что под 500-рублевым “игом” водители искоренили в себе привычку игнорировать ремни безопасности. Однако наш российский автопром производит такие “чудеса научной мысли”, что водителю при лобовом столкновении на скорости свыше 90 километров в час никто не гарантирует сохранность жизни даже с пристегнутым ремнем.
За этот год по сравнению с прошлым на дорогах Казани погибло на 11 человек меньше. Любопытно, что сотрудники ГИБДД улучшение этого показателя записывают на счет видеофиксаторов нарушений. Вероятно, большинство водителей стало дисциплинированнее под взглядами ока радара, но многим на новшества, прямо скажем, наплевать. Не так давно автор одного из столичных изданий зашел на сайт УГИБДД МВД по РТ и посмотрел, кто из республиканских начальников сколько раз нарушал ПДД. Там есть соответствующая функция – вводишь номер авто и на мониторе появляются все неоплаченные штрафы. Так вот, машины некоторых татарстанских чиновников катаются и с восемью, а то и с десятью тысячами рублей штрафных долгов. Любопытно, что вскоре после этой публикации ресурс на сайте УГИБДД изменился, и теперь для получения информации о штрафах необходимо знать еще и номер свидетельства о регистрации транспортного средства. То есть чужие долги посмотреть уже не удастся.
Впервые о борьбе с причинами, а не с последствиями “русского креста” заговорили в этом году. С 1 июля вступили в силу новые правила лицензирования авто-школ. В числе прочего школы обязали увеличить количество учебных часов. Еще одно из новых требований – занятия должны проводиться не на улицах города, а на специально оборудованных площадках. Там же должны приниматься экзамены по технике вождения. А самое главное – отныне будут тестировать психологическую готовность водителей к управлению автомобилем. Главный Госавтоинспектор Татарстана Рифкат Минниханов, которому принадлежит фраза “Наши автошколы учат не ездить, а сдавать экзамены в ГАИ”, выступая перед журналистами, отметил, что ужесточение требований к автомобильным школам, скорее всего, откликнется увеличением оплаты за обучение. Вместе с тем, пообещал начальник УГИБДД МВД по РТ, ни одна школа, не выполнив определенные требования, не получит лицензии.
Чтобы вырастить новое поколение послушных и прилежных автомобилистов, обученных по новым стандартам и способных своими знаниями и умениями повлиять на дорожную ситуацию, нужен не один год. Пока же нам остается отмечать День памяти жертв ДТП. В следующем году он придется на 21 ноября.