“Конокрады” ХХI века, или Угнать авто за 60 секунд по-русски

Первым в истории автомобильным угоном принято считать кражу “Пежо” 8 июня 1896 года. Принадлежавшего некоему Жюльену Берону “француза” прямо из гаража увел его собственный механик.

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

Первым в истории автомобильным угоном принято считать кражу “Пежо” 8 июня 1896 года. Принадлежавшего некоему Жюльену Берону “француза” прямо из гаража увел его собственный механик. С тех пор мастерство автоугонщиков росло пропорционально развитию машиностроения. Иные сегодняшние охотники за “лошадиными силами” способны вскрыть любой автомобиль менее чем за минуту.

Какие именно “авто” предпочитают татарстанские угонщики? Как обезопасить свой автомобиль от их визита? И почему владельцам “Калин” и “Приор” можно спать спокойно?

Стоит отметить, что угнанный у состоятельного буржуа “Пежо” нашли уже через день. По-другому и быть не могло. Продать краденую “самодвижущуюся повозку”, когда на всю страну ей подобных насчитывалось едва ли больше десятка, не удалось бы ни за какие деньги, а сдать на запчасти тем более. Волна автокраж покатилась по США и развитым странам Европы с увеличением объема производства автомобилей. Несмотря на то, что прародитель двигателя внутреннего сгорания Генри Форд клятвенно заверял всех, что “самый лучший автомобиль – это новый автомобиль”, угоняли в капиталистических державах все, что двигалось. И новое, и старое. Особенно уютно автоугонщики чувствовали себя в США, где к двадцатым годам прошлого столетия семья даже со средним достатком обзавелась собственным “железным конем”.

Почему куры денег не клюют

Наша страна в этом вертепе автоугонного разврата оставалась неким оазисом спокойствия. Не от хорошей жизни, понятно, а потому, что угонять было нечего. Телеги и брички не в счет. Правоохранительные органы не видели в автомобильных кражах опасности и в первой половине советской эпохи. Поначалу личный транспорт нашему человеку был просто-напросто недоступен. А когда граждане, что называется, “дорвались”, то стали хранить свое богатство на колесах под семью замками. Автомобиль в то время был даже не роскошью, а чем-то намного большим.

В общем, тишь да гладь, да божья благодать в отношении автоугонов наблюдалась вплоть до 60-х годов. А в 1965 году в Уголовный кодекс РСФСР была введена наконец статья 212.1 “Угон автомототранспортных средств”. Однако попадавшие под эту статью деяния согласно закону того времени наносили ущерб прежде всего общественной без-опасности, а не собственнику. Выделявшуюся из общей массы дорогостоящую собственность вообще было иметь, скажем так, несколько неудобно… Автомобиль формально признали собственностью только в 1994 году, переместив вышеназванную статью в главу “Преступления против собственности”.

Пожалуй, самый заметный всплеск автомобильных краж был зафиксирован в девяностых годах. Тогда было принято считать, что зарабатывать деньги можно любыми способами, кто как умеет. Казань не стала исключением. Наряду с мошенниками – крупными и начинающими – активизировались и автомобильные воры. Однако практически все они “ходили” под лидерами влиятельных преступных сообществ.

Бизнес этот оказался настолько прибыльным, что к середине криминальных 90-х бригаду угонщиков имела практически каждая преступная группировка. Доходило до курьезов: одни бандиты угоняли авто лидера другой группировки или же обкрадывали его родственников. Машины, конечно, в большинстве подобных случаев возвращали.

Вах, вах, какой автомобил!

Схема переправки угнанных автомобилей в другие регионы актуальна сегодня как никогда. По данным татарстанского УГРО, похищенные у нас дорогие иномарки очень часто “всплывают” в кавказских и среднеазиатских республиках. Оно и понятно, ведь иметь дорогого “железного коня” хочется многим, а воспитывавшимся с детства в седле кавказцам тем более. К примеру, угнанный годовалый или трехлетний “Крузер”, по словам оперативников, на криминальном авторынке предлагают за две трети цены. Это ежели с документами. А без таковых жулики просят треть от стоимости машины.

Как говорят милиционеры, природа угонов основана на известном экономическом законе: спрос рождает предложение. Сотрудник отдела республиканского уголовного розыска Рустем (фамилию попросил не называть), занимающийся кражами автомототранспорта, рассказывает: сеть автоугонщиков на территории советских республик существовала всегда. СССР распался, но далекие от большой политики сплоченные организованные сообщества продолжали жить и “работать”. По словам Рустема, специализирующиеся на угонах члены преступных группировок, в числе которых много этнических, постоянно поддерживают между собой связь. Так сказать, делятся спецновостями.

В среднеазиатских республиках и на Кавказе татарстанские авто оседают не случайно. Почва для таких преступлений здесь очень плодородная. Во-первых, тамошние сотрудники ГИБДД оснащены гораздо хуже, чем москвичи или гаишники соседних регионов. Во-вторых, в тех краях землячество распространено куда масштабнее, и тот пресловутый гаишник, что должен выявлять краденые авто, безусловно, кем-то кому-то приходится. Остановит он вдруг краденую иномарку, задержит водителя, а потом все деревни в округе будут воевать триста лет.

И уж совсем не радостная весть: вернуть похищенный автомобиль из другого государства очень нелегко. Как говорят оперативники, зачастую они даже знают, что машина находится, допустим, в Таджикистане, а вернуть ее ни МВД, ни уж тем более владелец своими силами не могут. МВД Таджикистана просто-напросто не выдает “свои” машины. В этой республике право-устанавливающим документом на машину является счет-справка. Этим все сказано.

Вот стоит “Калина”…

Во все времена у угонщиков пользовались спросом те автомобили, которых больше всего приобретают официально. Когда-то это были “копейки” и “Москвичи”, “девятки” цвета “снежная королева” и вишневые “восьмерки”. По данным республиканского уголовного розыска, сегодня более всего преступников интересуют вазовские “классика”, “четырнадцатые”, “двенадцатые” и “десятки”. ВАЗ-2109 по-прежнему популярен у угонщиков, работающих под заказ автосервисов. Как говорят оперативники, зачастую машину на запчасти заказывают мастера автосервисов. Угнанное авто разбирают за считанные часы, его детали – в основном, кузовные – оказываются на машинах клиентов, оплаченные как новые. Весной этого года сотрудники УУР при МВД по РТ обезвредили группу угонщиков, работавших как раз по такой схеме. В суде удалось доказать четыре эпизода хищения “ВАЗ-2112” и “ВАЗ-2114”.

За десять месяцев этого года в Татарстане зарегистрировано 342 кражи автомототранспорта против 323 фактов за тот же период прошлого года. Среди наиболее неблагополучных городов республики в этом отношении лидирует, по понятным причинам, Казань, за неполный год у ее жителей пропало 168 авто. Примечательно, что больше всего машин увели из Советского района – 33, а вот в Московском своих “железных коней” не обнаружили лишь десять автолюбителей. Среди районов республики в Заинском, Бугульминском, Чистопольском, Лаишевском и Нурлатском зарегистрировано по семь автомобильных краж. Кстати, в Нурлатском до сих пор так и не нашли ни один из восьми угнанных автомобилей. Хотя в целом Татарстан находится в пятерке регионов, где раскрываемость краж автотранспорта довольно высока. У нас находят около 70 процентов похищенных машин. По словам оперативников отдела по автомото-транспорту УУР МВД по РТ, угонщики совсем не жалуют “Лады”-“Приору”, “Калину” и вазовские “пятнашки”. Как объяснили опера, в кругах автолюбителей об этих моделях давно сложилось однозначное мнение, так что заказов на них угонщикам не поступает. Кстати, очень любопытно получается: Волжский автозавод, сам того не желая, максимально обезопасил свой продукт вот таким своеобразным способом от преступных посягательств.

Надо бы озаботиться этой проблемой и японцам. В начале этого года по Казани прокатилась волна угонов престижных иномарок. Преступников интересовали тойотовские “Камри” и “Авенсисы”. Выйти на группу угонщиков сотрудники уголовного розыска смогли к лету, а в августе пять человек были задержаны. Трое из них, родом из Казани, в прошлом уже были судимы. По словам оперативников, роли внутри группы распределялись стандартно: кроме заказчиков и исполнителей, в нее входили те, кто занимался подделкой документов, сбытом и перебивкой номеров. Одного специалиста пригласили аж из Тулы.

Японские иномарки уводили среди белого дня с городских парковок. Что интересно: с самой хитрой электроникой воры справлялись менее чем за минуту. Несмотря на то, что все “японцы” были оборудованы последней разработкой одной из ведущих фирм на рынке автобезопасности. Владельцам вернулись лишь две иномарки, остальные машины до сих пор не найдены.

“А я думал, дали пистолет – и крутись как хочешь”

Зато зачастую в Татарстане находят машины из других регионов, большинство – из Москвы. Заказы на московские тачки поступают со всей страны, наш регион – не исключение. Доходит до абсурда. Три года назад несколько сотрудников нашего ГИБДД лично сопровождали из Москвы угнанные “Порш “Кайен”, “Инфинити” и представительский “Мерседес”. Здесь они сделали на них “чистые” документы и катались в свое удовольствие. Правда, махинация со временем вскрылась, дорогие заграничные игрушки у инспекторов отобрали, а их самих выгнали из милиции.

Одним из факторов, негативно влияющих на повышение раскрываемости хищений автотранспорта, сами же милиционеры называют наличие множества каналов легализации ворованных авто.

Угонщиков условно можно разделить на две группы: тех, кто работает под заказ, и тех, кому не хватает на очередную дозу. Со вторыми все просто – рецидив у них случается крайне редко. Как говорится, украл, выпил – в тюрьму. А вот профессионалы порой треплют нервы и милиционерам, и автовладельцам. Правда, сегодня с ними уже меньше хлопот, а вот в начале 2000-х еще давало о себе знать наследие смутных 90-х годов прошлого века. К примеру, в 2002 году в одной только Казани произошло 443 хищения автотранспорта. Тогда же стало известно о небывалом инциденте – из ГАИ украли 1000 бланков ПТС. А на одной из пресс-конференций представитель УВД города высказал уверенность, что больше половины находящихся в Казани иномарок – краденые.

Примерно в то же время столицу Татарстана просто-таки захлестнула волна краж грузовой техники. Угоняли и обычные грузовики, и автокраны, и даже “КамАЗы”-“миксеры”. При подготовке объектов к празднованию 1000-летия Казани на стройплощадки города согнали множество новой грузовой техники. Понятно, что это обстоятельство для жуликов незамеченным остаться не могло. Краденые грузовики переправляли в Оренбург или Казахстан, некоторые же оставались в Казани, меняя место работы. Например, похищенный у казанской компании “Гидромонтаж” “КамАЗ” нашли на строительстве одной из станций метро, там же “трудились” и три объявленных в розыск автокрана. Но, видимо, этот опыт правоохранительными органами и стройорганизациями учтен, поскольку с объектов Универсиады-2013 такая техника пока не пропадает.

Кстати, стоит дать некоторое пояснение по статистике и терминологии. За этот год наряду с кражами автотранспорта зарегистрировано 672 угона, или, если придерживаться юридической терминологии, факта неправомерного завладения автотранспортом. Угон от кражи отличается тем, что в последнем случае преступник имеет намерение окончательно завладеть автомобилем. По словам оперативников татарстанского УГРО, доказать этот нюанс очень трудно. Даже если преступника “повязали” непосредственно в краденой машине, он может сказать, что шел мимо, увидел открытую машину, захотел покататься… Именно потому хищения автотранспорта в иных случаях вынуждены регистрировать как угоны. Здесь также Казань лидирует – за этот год 220 случаев. И опять же на первом месте Советский район с 45 угонами. Стоит отметить, что и раскрываемость данного вида преступлений в нынешнем году по сравнению с прошлым повысилась с 73 до 80 процентов.

Техника техникой, а лифт ломается чаще, чем лесенка

Любой электронике можно противопоставить другую электронику – утверждают в отделе по раскрытию краж и угонов автомототранспорта УУР МВД по РТ. К примеру, угнанные весной “Тойоты” воры заводили с помощью портативного сканера. Ценовой диапазон такого устройства в кругу понимающих людей колеблется от 150 до 200 тысяч рублей. Обезвредить какую угодно сигнализацию и завести автомобиль это устройство способно менее чем за минуту. Кстати, чтобы убедиться в этом воочию, можно позвонить в некоторые частные охранные фирмы Казани и попросить открыть заблокированный автомобиль. За не такую уж и высокую плату приедут и продемонстрируют прибор в действии.

По словам милиционеров, все дорогие противоугонные системы, “гарантирующие полную защиту”, не более чем удобная игрушка. Безусловно, лишними новомодные “сигналки” не бывают, однако, по данным МВД по РТ, не зарегистрировано ни одной кражи автомобиля с механическим блокиратором рулевой колонки. И не потому, что воры не могут взломать замок блокиратора, а потому, что ломать его долго. А время – главный гарант безопасности в таких случаях.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще