Похоже, борьба с добровольными взносами в учреждениях образования набирает обороты
“Скупой платит дважды, тупой платит трижды, а лох платит постоянно”. Слышали такую осовремененную поговорку? Так вот, многим татарстанцам, судя по всему, надоело мириться с любым из этих ярлыков, навешенных на них некоторыми работниками образовательной отрасли. В прокуратуру все чаще стали обращаться родители с жалобами на школьное вымогательство.
Приятно, что связанное с так называемыми “добровольными родительскими взносами” родительское же негодование перекочевало со школьных ступенек в кабинеты следователей. В Казани прокуратура проводит очередное разбирательство по фактам сбора денег с родителей учащихся лицея №131. Ученица девятого класса этого учебного заведения, вернувшись с занятий в начале октября в слезах, заявила, что в школу она больше ни ногой. По словам девушки, ее перед сверстниками унизил классный руководитель.
– Ты мне должна была что-то принести, принесла?
– Нет.
– Почему? С родителями не живешь?
– Позвоните и спросите у них.
– Что, твои родители особенные? Все сдали, а вы нет?
Этот диалог, который и лег в основу заявления отца школьницы, теперь изучают в прокуратуре и Министерстве образования и науки РТ. По словам заявителя, с родителей постоянно собирают “добровольные взносы” – то в ставший уже мифическим “фонд класса”, то на новые парты, на шторы, на ремонт… В общем, этот список, будем откровенными, может продолжить любой, у кого есть ребенок старше трех лет.
Как рассказали родители девушки, деньги они своему ребенку дают, но только когда идет речь о конкретных вещах – театр, подарки, турпоездка. А вот от добровольно-принудительных отказались принципиально. В итоге с ученицы прямо во время урока преподаватель истории стал требовать “добровольные” пожертвования. По словам отца девушки, цена вопроса была обозначена в 500 рублей за этот год и в 4700 за прошлый.
Теперь в том, кто кому сколько должен, разберется прокуратура. В самом учебном заведении считают, что претензии родителя необоснованны. В интервью одному из местных телеканалов представительница лицея №131 ничего нового для такой ситуации не сказала, заявив, что деньги родители несут исключительно добровольно и средства эти идут на благо учебного заведения. И вообще, добавила она, если бы все учителя были такими, как фигурирующий в этом эпизоде преподаватель истории, вопрос повышения качества образования не стоял бы в стране так остро. Хочется искренне верить в то, что качество нынешнего образования, уже растерзанного балльной системой, можно повысить и иными методами.
Родителей, которые готовы возглавить легион противников “добровольных взносов” в школах и детских садах, – единицы. Первой из них стала мама ученицы первого класса гимназии №94 в Московском районе Казани Оксана Авдеенкова. (См. публикацию “Школьным “меценатством” занялась прокуратура”, “РТ” от 21.04.2009.) Женщина не побоялась публично обвинить в поборах директора одной из лучших школ. Остальные родители твердили как заведенные: “Мы сдаем деньги добровольно”. А в итоге нарушения в поступлении средств от частных лиц в гимназию нашли и прокуратура, и Минобрнауки. Позиция дирекции учебного заведения была стандартна: все взносы носят добровольный характер, никто никого ни к чему не принуждает.
Любопытно, что мнения самого директора услышать так и не довелось: как только начался “разбор полетов”, он сразу же заболел. Министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов, лично посетивший гимназию №94, в ответном письме матери первоклашки по пунктам расписал незаконные действия директоров школ. Вот некоторые из них: привлечение внебюджетных источников финансирования с нарушением принципа добровольности; привлечение учителей к сбору денежных средств (наличными) за различные дополнительные образовательные услуги и в благотворительные фонды школы; требование внесения вступительного взноса в виде денежных пожертвований; приобретение мебели или оплата ремонта классных помещений при приеме в общеобразовательное учреждение; сбор денежных средств наличными без оформления надлежащих кассовых документов.
Тогда Альберт Гильмутдинов высказал твердую позицию: бороться с поборами будем жестко. Помочь ему в этом решил и Казанский правозащитный центр, организовавший “горячую линию”. По данным правозащитников, тогда за месяц поступило 52 сообщения фактически о вымогательстве денег в школах. По словам руководителя правозащитного центра Игоря Шолохова, претензии родителей учеников были анонимными, и это обстоятельство помешало эффективно провести прокурорскую проверку в школах. Но история с Оксаной Авдеенковой должна была стать примером для остальных, ведь именно благодаря широкому общественному вниманию, в том числе и средств массовой информации, эта женщина добилась
от администрации гимназии № 94 главного – прозрачности в финансовых отчетах и принципа добровольности взносов.
Весной ситуацию в 94-й гимназии назвали в прессе “небывалым инцидентом”. Мало кто верил, что к словам родительницы прислушаются. Прислушались, да еще как! Сам министр образования посоветовал не реагировать на призывы школьных работников “добровольно” приносить деньги. Подобную же позицию озвучили и в прокуратуре. Однако та же самая проблема остается нерешенной еще в сотнях образовательных учреждений. На ту же самую “горячую линию” правозащитников продолжают поступать звонки от уставших платить родителей, примерно 5-6 сообщений в неделю.
Вероятно, история Оксаны Авдеенковой подвигла некоторых родителей, в том числе и отца ученицы 131-го лицея, на подобные поступки. На прошлой неделе прокуратура Кировского района Казани выступила с требованием уволить заведующую детским садом
№243. Незадолго до этого суд признал женщину виновной в мошенничестве, в деле фигурировали все те же “добровольные” взносы и оплаченные поступления в детский сад. Хотя в самом дошкольном учреждении клятвенно заверяют, что заведующая ни разу не запятнала свою репутацию мздоимством, суд назначил ей 3,5 года условного лишения свободы.
Обращение родителей стало поводом для возбуждения уголовного дела и в Актанышском районе. Здесь директор Татарско-Суксинской школы трудоустроил в 2007 и 2008 годах на время каникул подростков. По версии следствия, как только дети получили расчет, директор собрал у них деньги, заверив, что они пойдут на нужды школы. Следов вложения этих средств в школу прокуратура так и не нашла, а сумма даже по городским меркам немалая – почти 61 тысяча рублей. В отношении директора возбуждено уголовное дело по статье “Превышение должностных полномочий”.
Хочется верить, что все вышеописанное – отнюдь не разовые инциденты, вызванные желанием прокурорских работников “срубить палку” или стремлением сотрудников Минобрнауки отчитаться о борьбе с поборами. В то, что спор с элитной казанской гимназией выиграет мать первоклассницы, мало кто верил, однако это произошло. Как говорится, прецедент создан, механизм запущен. Теперь главное – чтобы его шестеренки не завязли в безропотном шушуканье родителей.
P.S. Согласно Закону РФ “Об образовании” государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В письме Министерства образования России от 19 июня 1998 года четко прописано, что “взимание денег за обучение по “особым” программам и учебникам, охрану и уборку школьного здания, на надбавки к заработной плате педагогов и нужды школы не допускается”.