В то время как чиновники Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ рапортуют о завершении в этом году программы капитального ремонта многоквартирного жилья, Счетная палата Татарстана подвела итоги проверки использования средств бюджета РТ, которые были выделены в 2008 году и первом полугодии 2009 года на проведение капремонта многоквартирных домов в Бугульминском, Елабужском и Лаишевском районах.
Как было отмечено на очередном заседании коллегии СП РТ, в рамках реализации программы проведена большая работа, облик населенных пунктов, райцентров за последние два года изменился к лучшему. Примером могут служить Актанышский, Алексеевский, Бавлинский, Буинский, Заинский, Мамадышский, Кукморский, Нурлатский, Сармановский, Ютазинский районы, в которых в этом году все отремонтированные дома приняты в эксплуатацию.
Однако результаты плановых проверок палаты (нынче ею проконтролировано использование бюджетных средств по капремонту в Казани, Аксубаевском, Верхнеуслонском, Зеленодольском, Рыбнослободском районах) показывают: отдельные виды ремонтных работ выполнены некачественно, от жильцов поступают обоснованные жалобы. На этом неоднократно заострял внимание и Премьер-министр Рустам Минниханов во время совещаний в Кабинете Министров.
На основании таких критических сигналов по обращению Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Счетной палатой также были проведены контрольные мероприятия в Бугульминском, Елабужском и Лаишевском районах. За два года только в этих муниципальных образованиях на финансирование капитального ремонта было выделено более одного млрд.рублей.
– Создав Фонд содействия реформированию ЖКХ, государство поставило задачу капитально отремонтировать жилой фонд, – отметил председатель Счетной палаты Алексей Демидов. – Но после капитального ремонта “на выходе” мы должны получить энергоэффективные дома, жители которых захотят и, главное, смогут управлять ими. А если после капремонта дом не стал энергетически эффективным, можно считать, что цель полностью не достигнута.
По словам аудитора Азата Валеева, в Бугульминском районе во многих случаях магистрали централизованного отопления домов не имеют необходимого утеплителя. Между тем отсутствие утепления наружных сетей теплоснабжения приводит к значительным теплопотерям.
В Елабужском районе выявлены многочисленные вздутия и отслаивания кровельного материала при ремонте крыш.
В материалах проверки также отмечены случаи некачественного выполнения отмостков и работ по фасадам зданий.
Проанализировав имущественное положение подрядных организаций, допущенных к ремонтным работам, ревизоры Счетной палаты установили, что к капремонту привлекались подрядные организации, не имеющие квалифицированных кадров, материальной базы и необходимого опыта работы. К примеру, в Елабужском районе на 1 января прошлого года три подрядчика имели “нулевую” стоимость основных средств.
Выявлены факты, когда полученные средства подрядчики перечисляли в организации со всеми признаками того, что они являются фирмами-однодневками, в отдельных случаях – до 93 процентов всей суммы. В ряде примеров ремонт выполняли гастарбайтеры из других регионов.
Таким образом, как сообщил Азат Валеев, есть веские основания предполагать об использовании подрядными организациями схем уклонения от уплаты налогов и о наличии “серого” рынка труда. Поэтому материалы проверки решено передать в Управление ФНС по РТ.
В материалах проверки также отмечено, что остающийся при демонтаже старых коммуникаций металлолом не оприходовался и не учитывался. Хотя имеется общепринятая практика, когда демонтируемый материал приходуется заказчиком по цене возможной реализации либо уменьшается стоимость, предъявляемая к оплате.
Выборочными проверками фактического выполнения ремонта выявлено завышение его стоимости на общую сумму 2,2 млн.рублей.
По четырем домам установлены факты фальсификации подписей представителей собственников жилья в актах о приемке выполненных работ. При этом объем сделанного был завышен вдвое.
Участвовавший в работе коллегии старший помощник Прокурора РТ Ринат Гильманов также обратил внимание на факты завышения тарифов и неравные условия для участников при проведении конкурсов, которые были выявлены во время прокурорских проверок.
На коллегии отмечалось, что отсутствие какой-либо реальной ответственности за завышение объемов и стоимости ремонтных работ не способствует устранению негативной практики включения в акты работ и затрат, которые фактически не производились.
Уголовные дела возбуждаются в исключительных случаях. Получается, что для недобросовестных подрядчиков по итогам проверки в большинстве случаев максимум, что грозит, – это выполнение того, что они и так должны были сделать. Поэтому, по словам Азата Валеева, по аналогии с нецелевым использованием бюджетных средств целесообразно рассмотреть возможность внесения инициативы об установлении административной ответственности за подобные нарушения.
Результаты проведенных Счетной палатой проверок свидетельствуют о необходимости усиления контроля со стороны органов местного самоуправления, уполномоченных органов и организаций за эффективностью использования бюджетных средств, выделенных по программе капитального ремонта многоквартирных домов.
– За некачественную работу нужно отвечать. Серьезную помощь здесь может оказать и общественность: жильцам следует смелее и активнее участвовать в приемке работ, сообщать о недостатках в правоохранительные и контрольные органы, – подчеркнул в заключение Алексей Демидов.