Гаишникам разрешили прятаться в кустах

С 1 сентября вступил в силу новый регламент по обеспечению безопасности дорожного движения.

Автор статьи: Игорь ПРОСТАТОВ

information_items_1347367922
А также официально запретили брать взятки

С 1 сентября вступил в силу новый регламент по обеспечению безопасности дорожного движения. Документ внес любопытные изменения в общение сотрудников ДПС с водителем. Первые, к примеру, теперь могут останавливать и отстранять от руля прокуроров и даже судей. Однако должны быть “вежливыми, объективными и тактичными”. Водителям же разрешили снимать гаишников на видео.

Право водителей вести аудио- и видеозапись процедуры оформления нарушения сотрудником дорожно-патрульной службы, как и вести съемку непосредственно места аварии, стало, пожалуй, наиболее приятным новшеством регламента. В документе четко говорится, что инспектор не вправе ограничивать водителя в его фотовидеопристрастиях, кроме случаев, когда съемка запрещена законом. К примеру, если в кадр попадает особо охраняемый объект.

По большому счету ключевые моменты взаимоотношений сотрудников ГИБДД с автолюбителями остались прежними. Останавливать автомобиль для проверки документов разрешено только на стационарном посту. На трассе же или в городе бумажник с документами инспектору необходимо показывать лишь в том случае, если машина попадает под милицейские ориентировки или проводится какая-либо спецоперация. К тому же патрульный не может потребовать остановиться там, где этого делать нельзя, подчиниться водитель обязан лишь если на автомобиле ГИБДД включены спецсигналы.

“Русо инспектор! Облико морале!”
Разработчики документа позаботились и о морально-нравственной стороне обеспечения безопасности дорожного движения. Так, “в разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на “вы”, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку”. А вот “отдавать честь” инспектор не обязан, он должен лишь “представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения”. Хочется верить, что это исходит не от неуважения к автолюбителям, а, возможно, от неудобства козырять правой рукой, когда в ней зажат жезл. Хотя до этого времени инспекторы (конечно, не все) с этой задачей справлялись запросто. Однако жезл в некоторых ситуациях все же придется переложить в левую руку, ведь “при остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук”. Примечательно, что новоявленный документ прямо запрещает брать сотрудникам ДПС взятки: “запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением необходимых для осуществления административных действий”.

Что еще более приятно, наконец-то разобрались и с так называемым скрытым патрулированием. Отныне ГИБДД избавлена от нападок прессы по поводу нравственных аспектов несения службы ее сотрудниками, а последние получили четкие указания, как и где можно прятаться. Регламент разрешает использовать естественные и искусственные укрытия при контроле скорости с применением технических средств. Однако если автомобиль без спецраскраски, то спрятавшийся сотрудник обязан быть в полной форме. А вот ловля нарушителей на “открытый капот или багажник” теперь запрещена, поскольку “действия, влекущие ограничение видимости участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля (с использованием открытой панели багажного отделения и иных способов), не допускаются”. Однако будет ли иметь силу протокол, составленный на нарушителя, которого поймали запрещенным способом, не говорится.

“Товарищ депутат, пройдемте в машину…”

Остановив автомобиль, инспектор должен подойти к водительской двери (правда, если там нет большой лужи) и “без нравоучений” сообщить автомобилисту о сути совершенного им нарушения. При этом инспектор должен сослаться на требования ПДД. Выйти из машины водителю может быть предложено, только если необходимо устранить неисправность (даже протереть фары), сверить номера агрегатов с документами или если у водителя обнаружатся явные признаки опьянения. Также следует помнить, что протокол о нарушении составляется в машине ГИБДД в присутствии водителя и что осмотр – это визуальное обследование авто, как говорится, без рук. А вот досмотр производится уже в присутствии понятых и с составлением протокола.

И, наконец, теперь гаишникам разрешается поднимать руку, то есть жезл, на “неприкосновенных”. А именно – лиц, пользующихся особым иммунитетом, – судей, иностранных послов, прокуроров и депутатов. Если у сотрудника есть достаточные основания полагать, что водитель с “иммунитетом” нетрезв, он вправе отстранить его от управления, отправить на мед-освидетельствование, а машину задержать.

Вместе с тем уже сейчас говорят о “формализованности” и “сырости” данного документа. К примеру, что имеется в виду под формулировкой “достаточные основания”, применительно к судьям и депутатам? Красные глаза и запах алкоголя из-за тонированных стекол автомобилей “спецсубъектов” обнаружить невозможно. Учуять можно, если только остановить и побеседовать. А остановить разрешено, только имея “достаточные основания”…

Еще на стадии разработки регламента многие юристы задавались вопросом, а не противоречит ли он действующему законодательству? Дескать, милиционер не уполномочен наряду с “простыми смертными” привлекать к административной ответственности прокурорских работников и судей. А ну кто углядит в этом и превышение должностных полномочий, а это уже уголовная ответственность.

Однако, по словам первого заместителя прокурора РТ Артема Николаева, ответственность за нарушение правил дорожного движения, как раньше, так и сейчас, несут и прокуроры, и следователи, и судьи, и депутаты. “Перед законом все равны. Отличие лишь в том, что в отношении последних существует особый порядок привлечения к ответственности. Их также привлекают к административной ответственности, и такие примеры есть”, – резюмировал Артем Николаев.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще